Танцевальный зал
Загрузка панорамы...
Угловой зал первого этажа в северной части центрального корпуса, отделанный Ч. Камероном в 1784-1787 годах. Сохранились три подлинных проекта Ч. Камерона для южной стены, фриза и плафона. Зал предназначался для небольших танцевальных вечеров и музицирования. По первоначальному плану Камерона на стенах были размещены зеркала и кронштейны со свечами, придававшие залу объемность и свет. После пожара 1803 года помещение было восстановлено в прежнем виде, лишь были увеличены окна для лучшей освещенности.
По желанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1815 году зал был переделан в Столовую. Зеркала и кронштейны были сняты, а вместо них на стенах разместили четыре картины, перевезенные из Михайловского замка. Эта серия картин была исполнена известным французским живописцем Гюбером Робером, которого звали «художником руин», по заказу Павла Петровича и Марии Федоровны во время их заграничного путешествия. Заказанные первоначально для Каменноостровского дворца, картины при Павле Петровиче побывали в Гатчинском дворце, затем недолгое время – в Михайловском замке, а после гибели императора Павла I Мария Федоровна перевезла их в Павловск, где для их размещения и был переделан Танцевальный зал, который стал Столовой. В 1824 году при главном архитекторе К.И. Росси Столовая была соединена с соседней Гостиной, для чего была сделана большая арка на западной стене интерьера. Тогда же был возведен свод, который закрыл изящный камероновский фриз. В 1858 году владелец Павловска великий князь Константин Николаевича превратил этот зал в большую Приемную.
В послевоенные годы на основе разработанной научной методики реставрации был создан проект с учетом первоначальных подлинных деталей отделки, сохранившихся на стенах: был раскрыт фриз, что позволило возвратить залу облик конца XVIII – начала XIX века. Рисунок лепного фриза по всему периметру стен особенно характерен для творчества Ч. Камерона: тонкая золоченая лепка в виде стилизованных веток и классических ваз придает залу изысканность в сочетании с розовато-голубой гаммой окраски стен. В едином стиле выполнена лепка наддверников с мотивами античных ваз. Лепная золоченая гирлянда на плафоне создает своеобразное обрамление для нарядной многоярусной люстры из золоченой бронзы с хрустальным убором и рубиновым стеклом (Петербург, 1790-е гг.).
Стены зала, как во времена императрицы Марии Федоровны, вновь украшают картины французского художника Г. Робера: «Собрание античных памятников Франции, 1785 г. (справа от камина), «Собрание античных памятников Рима», 1786 г. (слева от камина), «Пожар Рима», 1785 г. (левая торцевая стена), «Триумфальный мост» (правая торцевая стена). В 1785 году картины «Собрание античных памятников Франции» и «Пожар Рима» были экспонированы в Парижском Салоне как собственность графа Северного (инкогнито Павла Петровича во время путешествия 1781-1782 годов) и вызвали бурный интерес публики и критики.
На камине – произведения французской художественной бронзы кон. XVIII – нач. XIX века. В центре на полке – изящные часы в виде портика из белого мрамора с ажурным декором из золоченой бронзы (Париж, 1780-е гг.). Часовой барабан установлен между двумя четырехгранными колоннами, увенчанными вверху двумя классическими вазами, из которых вырывается пламя. Над циферблатом – композиция из факела и колчана со стрелами. У подножия колонн на выступах – фарфоровые медальоны: тончайшие фигурки Аполлона, Фортуны, Амура и Психеи на голубом фоне. Таким образом, в отделке часов использованы мотивы аллегории любви. Особо следует отметить стоящие внизу камина таганы в виде женских фигур в античных хитонах, выполненные в мастерской П.-Ф.Томира (Париж, 1790-е гг.). Чисто утилитарные подставки для дров превращены в произведения искусства.
Против камина на белых резных консолях, выполненных по рисункам В. Бренны (1799 г.), – нарядные канделябры золоченой бронзы в виде ваз с букетами лилий (Париж, мастер Пажо, 1770-1780-е гг.), а между ними японские фарфоровые вазы XVIII века, которые на протяжении века оставались модными элементами декора.
Танцевальный зал на плане этажа
Назад