Новый кабинет
Загрузка панорамы...
В 1780-х годах здесь находилась опочивальня, отделанная Ч. Камероном. Стены ее были обиты шелком, а против окон помещалась кровать. В 1800 году архитектору Дж. Кваренги было поручено переделать спальню в кабинет императора Павла I. Так он получил свое название, а Малиновый кабинет стал именоваться Старым. Стены кабинета разбиты на панно, облицованные искусственным мрамором. По центру каждой стены размещены зеркала в обрамлении арабесковых гирлянд, написанных маслом по мрамору. На центральной стене по сторонам от зеркала Кваренги выполнил два кронштейна-консоли, на которых стояли вазы цветного камня.
Однако в 1858 году архитектор И. Потолов, внес некоторые изменения, размещая здесь кабинет великой княгини Александры Иосифовны. Для улучшения освещения были стесаны откосы окон. С центральной стены были убраны консоли, а на стене размещены восемь цветных гравюр, привезенных великим князем Павлом Петровичем из знаменитого путешествия по Европе в 1781-1782 годах. Они выполнены итальянским художником XVIII века Д. Вольпато со знаменитых фресок Рафаэля в станцах Ватикана. В настоящее время по причине сохранности они находятся в фондах музея, а в экспозиции представлены факсимильные копии. Справа сверху вниз: «Освобождение Св. Петра из темницы», «Больсенская месса», «Пожар в Борго», «Афинская школа». Слева сверху вниз: «Парнас», «Атилла перед папой Львом III», «Изгнание Илиодора из храма», «Диспут».
В пространстве кабинета представлены два превосходных образца кабинетной мебели, выполненные в 1780-х гг. в мастерской известного немецкого мебельщика Д. Рентгена. В центре кабинета – стол-пюпитр, пример трансформирующейся мебели, весьма популярной в это время. На раскрытом пюпитре можно было рассматривать чертежи, планы и большие альбомы с гравюрами. На столе стоит чернильный письменный прибор из бронзы: мортиры-чернильницы, мортиры-песочницы и пушки-подсвечники. Он является повторением знаменитого Чесменского чернильного прибора Екатерины II (Франция, 1770-е гг., по модели скульптора Ж. Гудона). Слева у стены – цилиндрическое бюро, незаменимый предмет для деловых занятий, выполнял функции письменного стола, а также секретера с множеством потайных и секретных ящичков для документов. На верхней площадке – декоративная фарфоровая скульптура, представляющая апостола Св. Иоанна (Мейсенская фарфоровая мануфактура, XVIII в.). На белом плинте золотыми буквами написано, что скульптура сделана по мотивам картины П. Баттони. Парная ей «Св. Мария Магдалина» находится на бюро в Малиновом кабинете.
Вдоль центральной стены размещен гарнитур красного дерева русской работы XVIII – нач. XIX века, а около бюро – необычное кресло с восточными мотивами (Китай (?), кон. XIX – нач. XX в.).
Мраморный камин – неотъемлемая принадлежность в декоре кабинета. На каминной полке – один из интереснейших экземпляров французских часов из исторической коллекции дворца – «Эригона, опьяненная Любовью» (мастерская П.-Ф. Томира, часовщик Л.-Ж. Лагесс, 1790-е годы). Часы были приобретены императором Павлом I для Михайловского замка, а после его смерти перенесены в Павловский дворец в Новый кабинет. В углах кабинета – французские канделябры в стиле «ампир» из золоченой и патинированной бронзы.
В простенке между окнами на нарядной консоли размещен гарнитур из трех декоративных ваз, выполненных на Людвигсбургской фарфоровой мануфактуре. Это был подарок великой княгине Марии Федоровне от ее дядюшки Карла-Евгения, владетельного герцога Вюртембергского, по желанию которого и была создана мануфактура для придания его двору королевского блеска. На тулове центральной вазы в овальных медальонах изображены миниатюрные портреты Павла Петровича и Марии Федоровны, а на двух парных вазах – портреты герцога и его супруги. Завершает убранство кабинета люстра золоченой бронзы с синим стеклом и хрустальным убором русской работы кон. XVIII в.
Новый кабинет на плане этажа
Назад