Угловая гостиная
Загрузка панорамы...
Угловой квадратный в плане зал в юго-западной части 1-го этажа дворца. За свою историю интерьер претерпел несколько переделок. В 1784-1788 гг. Ч. Камерон отделал здесь Уборную и Камердинерскую Великой княгини Марии Федоровны. В 1798 г. Бренна частично изменил помещение, сделав венецианское окно на южной стене. В 1800 г. Кваренги превратил комнату в опочивальню императора. Именно здесь находилась затем вдовья спальня Марии Федоровны до времени завершения отделки жилых комнат императрицы за Южной галереей. В 1816 г. Мария Федоровна пригласила на должность архитектора Павловска К.И. Росси и поручила ему превратить бывшую спальню в нарядный кабинет-гостиную. Так появилась Угловая гостиная. Однако в 1855-58 гг. архитектор Павловска И.Я. Потолов по желанию великой княгини Александры Иосифовны превратил комнату в Будуар в стиле второго рококо, уничтожив отделку искусственным мрамором по проекту К.И. Росси. В таком виде комната сохранялась в период с 1918 года, когда дворец стал музеем, до сентября 1941 года, когда Павловск оказался в зоне оккупации.
В ходе послевоенной реставрации дворца были выявлены ранее неизвестные документы о деятельности К.И. Росси в Павловске. В результате большой научно-исследовательской работы Н.И. Громовой, в то время главного хранителя дворца и одного из создателей методики научной реставрации, интерьеру был возвращен декор К.И. Росси. В 1960 г. в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств были найдены проекты К.И. Росси, которые идентифицировались с планом отделки Угловой гостиной. Они и были взяты за основу проекта воссоздания интерьера. Таким образом, почти через 150 лет Угловой гостиной, первой работе К.И. Росси в Павловске как главного архитектора, вернули ее историческое убранство. Стены, в соответствии с замыслом К.И. Росси, разбиты на панно, облицованные искусственным мрамором лиловато-сиреневых тонов и украшенные орнаментальной росписью под бронзу. В сиреневато-серых тонах выполнена и роспись плафона в технике «гризайль» с классическими масками. С цветовым решением отделки стен гармонируют драпировки, воссозданные по найденным проектам К.И. Росси. Двери заново выполнены из волнистой березы. В обстановке гостиной представлен подлинный гарнитур мебели из волнистой березы, выполненный по рис. К.И. Росси в петербургской мастерской И. Баумана. В обивке – подлинные вышивки русской работы шелком и шерстью по канве.
На камине белого мрамора – французская бронза начала XIX века: канделябры «Марс и «Минерва», часы «Любовь, венчающая дружбу», а также вазы Императорского фарфорового завода с видами Елагина острова. По сторонам камина – две вазы с живописными сценами «Прощание Гектора с Андромахой» на сюжеты из «Илиады» Гомера (Императорский фарфоровый завод, 1820-е гг., роспись художников завода С. Голова и В. Мещерякова.
В кабинете находятся столики, характерные для обстановки жилых интерьеров этого времени: оригинальный угловой столик, столик для рукоделия с шелковым мешком, в котором хранились работы и нитки. У дивана – круглый декоративный стол на бронзовых ножках со столешницей из цветного мрамора. Люстра в античном вкусе из так называемого янтарного стекла с накладками из золоченой бронзы была выполнена в 1816 г. по проекту К.И. Росси именно для этого интерьера.
Эффектными элементами в убранстве гостиной на фоне окон с нарядными драпировками являются мраморная скульптура Венеры Италийской (копия с работы А. Кановы нач. XIX в.) и декоративная ваза ревневской яшмы, изготовленная на Колыванской шлифовальной фабрике в 1849 году. Два года спустя эта ваза в числе других изделий фабрики экспонировалась на Первой всемирной промышленной выставке в Лондоне.
Угловая гостиная на плане этажа
Назад