Общий кабинет
Загрузка панорамы...
Кабинет расположен в центре южной анфилады первого этажа дворца. Ось кабинета проходит через центральную аллею Собственного садика, с которым он оказывается неразрывно связанным. Через застекленную дверь можно выйти на широкое крыльцо, ступени которого ведут в партер и откуда открывается перспектива на Павильон Трех граций. Свое название кабинет получил от «общих» семейных собраний с беседами и прогулками. Здесь же хранились и семейные реликвии. Первоначальная планировка и отделка стен бумажными обоями по проекту Ч. Камерона относится к 1780-м годам. В 1797-1798 гг. в бытность императора Павла I архитектор В. Бренна изменил отделку, придав кабинету черты парадности, что особенно коснулось росписи плафона и падуги в технике «гризайль». На падуге он изобразил лепные кессоны, а на плафоне – нарисованные скульптуры Аполлона и девяти муз с доминантой зеленоватого цвета в тон светло-зеленых стен, окрашенных клеевой краской. В 1803 году архитектор А.Н. Воронихин облагородил отделку кабинета, установив вместо печи мраморный камин.
В кабинете хранились различные семейные реликвии, подарки и рисунки членов императорского семейств. Служил кабинет и своеобразной портретной галереей семьи Павла I. Согласно описи 1817 года на стенах находилось «картин… писанных масляными и сухими красками, рисованных карандашом и миниатюрных малых и больших — 163 шт.». Доминантой среди многочисленных произведений живописи является «Семейный портрет», расположенный в центре на правой (восточной) стене. Он выполнен по заказу императора Павла I художником Г. Кюгельхеном в 1800 г. Семья изображена в саду, в глубине на холме виден Павловский дворец. В левой части картины изображена императрица Мария Федоровна, сидящая в кресле. Она держит за руку маленького великого князя Николая Павловича. Слева от нее – старшие сыновья, цесаревичи Александр Павлович (в синем мундире) и Константин Павлович (в красном). За Марией Федоровной – великая княжна Екатерина Павловна, чуть правее – великая княжна Мария Павловна, играющая на арфе. Позади нее среди деревьев – мраморный бюст умершей в младенчестве Ольги Павловны. В правой части картины представлен император Павел I. Правой рукой он обнимает младшую дочь Анну Павловну. Справа от него – две старшие дочери великие княгини Александра и Елена Павловны. У ножки кресла императора сидит самый младший порфирородный сын великий князь Михаил Павлович. Слева от картины представлены: вверху – портрет великой княжны Екатерины Павловны (Неизвестный художник, нач. XIX в.), внизу – портрет императрицы Марии Федоровны во вдовьем наряде (Г. Кюгельхен, 1801 г.). Справа: вверху – портрет великой княжны Александры Павловны (Д.Г. Левицкий, 1790-е гг.,) внизу – портрет великой княжны Елены Павловны (И. Грасси, 1790-е гг.). Под портретами – декоративная развеска семейной коллекции миниатюр; уменьшенные копии шедевров европейской живописи, выполненные дочерями Павла Петровича, а также собственноручные рисунки Марии Федоровны карандашом по молочному стеклу. Среди них особо примечательна работа Марии Федоровны «Суд Париса» в резной золоченой раме.
На противоположной (западной) стене – парадный портрет императора Павла I в мундире Преображенского полка работы С. Щукина 1799 года. По сторонам от портрета: в верхнем ряду слева – изображения двух старших дочерей: Александры Павловны (Д.Г. Левицкий, 1790-е гг.) и Елены Павловны (В. Боровиковский, 1790-е гг.). Справа от портрета Павла I – Александры Павловны (В. Боровиковский, 1790-е гг.) и Екатерины Павловны (Д.Г. Левицкий, 1790-е гг.). Во втором ряду слева – портреты младших сыновей Николая и Михаила, выполненные в технике пастели художником И.Ф. Тишбейном; справа – портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, написанный Г. Кюгельхеном около 1803 года в технике пастели. Рядом – портрет младшей сестры Марии Федоровны Елизаветы Вюртембергской, в замужестве эрцгерцогини Австрийской (И. Хикель, 1790-е гг.). Под портретами представлен целый ряд рисунков хозяйки Павловска императрицы Марии Федоровны, исполненных карандашом на молочном стекле. Работы небольшого формата заключены в бронзовые золоченые рамки. Особый интерес представляют копии императрицы с произведений известной художницы А. Кауфман, выполненные акварелью с гуашью, например, сложная многофигурная композиция «Трудолюбие, опекаемое Терпением и Упорством, венчается Славой и награждается Изобилием». Все такие работы заключены в специально изготовленные для них резные золоченые рамки.
По центру стены установлен нарядный камин цветного мрамора и перед ним – высокий экран работы Г. Гамбса, в который вмонтирована картина в овальной раме – живописный рисунок Марии Федоровны на молочном стекле «Забава Амура» с оригинала А. Кауфман.
Центральная (северная) стена с неглубокой зеркальной нишей также украшена портретами членов семейства: в верхнем ряду слева – портрет эрцгерцогини Елизаветы Австрийской (И.-Б. Лампи, 1790-е гг.), справа – портрет великой княгини Марии Федоровны (А. Рослин, 1777 г.). В нижнем ряду слева – портрет великого князя Николая Павловича ребенком (В. Боровиковский, 1798 г.), справа – портрет великой княжны Марии Павловны, герцогини Саксен-Веймарской (И.Ф. Тишбейн, 1804 г.).
В убранстве кабинета размещены превосходные предметы кабинетной мебели русских и западноевропейских мебельщиков XVIII века. Прямо у зеркальной ниши – уникальный письменный столик Марии Федоровны из красного дерева с бронзовыми золочеными деталями, балюстрадой из слоновой кости и со стеклянной расписной столешницей (Россия, Г. Гамбс, 1793 г.). Роспись на столешнице «Три грации, прислуживают Венере» выполнена Марией Федоровной также с картины А. Кауфман, которая была ее любимой художницей. Личное знакомство с ней произошло во время путешествия по Европе. Посетив мастерскую художницы в Венеции, Мария Федоровна и Павел Петрович приобрели у нее несколько картин. Творчество Кауфман, проникнутое сентиментальными настроениями, послужило источником вдохновения для создания Марией Федоровной своих рисунков.
В центре кабинета – большое бюро красного дерева с бронзовым декором (Германия, мастер Д. Рентген, 1786 г.). У западной стены – два детских бюро, выполненных в мастерской И. Отта и Г. Гамбса для старших сыновей Павла Петровича Александра и Константина (Петербург, кон. 1780-х гг.) На шкафиках и бюро размещены многочисленные изделия из слоновой кости и янтаря: лампы, письменные приборы, колонки, обелиски. Они выполнены резчиком И. Файем и его августейшей ученицей императрицей Марией Федоровной.
В 1858 году в Общем кабинете по распоряжению Великой княгини Александры Иосифовны было прорублено овальное окно в Темную буфетную и установлена медная ванна, облицованная красным деревом. После войны при реставрации Общего кабинета восстановлен интерьер начала XIX века.
Общий кабинет на плане этажа
Назад