Малиновый кабинет
Загрузка панорамы...
По первоначальному проекту Ч. Камерона на месте Малинового кабинета находилось четыре помещения, разделенных перегородками: Кабинет с Камердинерской и два темных (без окон), которые, вероятно, являлись гардеробной и туалетной. Только с вступлением Павла I на престол и превращением Павловска в императорскую резиденцию архитектор В. Бренна полностью видоизменил эти комнаты. Убрав перегородки, он создал на их месте просторный личный кабинет императора, получивший название Малинового по цвету оконных драпировок и обивки кабинетной мебели. Диван и кресла резного золоченого дерева, обитые малиновым штофом русской работы XVIII века. Отделка отличается предельной простотой и строгостью: оштукатуренные стены, окрашенные клеевой краской, классический лепной карниз. Освещается кабинет стеклянным фонарем с бронзой и хрустальным убором – типичный образец русских осветительных приборов второй половины XVIII века.
Особое место в пространстве кабинета занимают шедевры мебельного искусства XVIII века, выполненные одним из выдающихся мастеров-краснодеревщиков, создателем новых форм кабинетной мебели Давидом Рентгеном из города Нейвид в Германии. Большая партия мебели из мастерской Рентгена была приобретена императрицей Екатериной II в 1784 году для убранства Павловского дворца, резиденции ее сына, великого князя Павла Петровича. Справа у стены – нарядное многоступенчатое бюро красного дерева с накладками из золоченой бронзы. По центру – шкафик-надстройка с дверцей в виде шторки для хранения бумаг и документов. По бокам он украшен сдвоенными золочеными колоннами, над которыми идет лента фриза с золотыми розетками. На верхней площадке этого шкафика помещена фарфоровая скульптура из бисквита «Святая Мария Магдалина» (Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1780-е гг.). Золотыми буквами на белом фарфоре написано, что сюжет взят с картины П. Батони. В центре кабинета – классический прямоугольный стол на граненых ножках с колесиками (для удобства передвижения). Он относится к видам трансформирующейся мебели, нового изобретения Рентгена: имеет три столешницы для игры в карты, шашки и нарды. Павел I увлекался настольными играми и был превосходным игроком в шахматы. В правом углу кабинета – высокие трехъярусные напольные часы красного дерева с четкими архитектурными пропорциями. Нижняя часть в виде классического подиума с тонкими бронзовыми накладками предназначалась для сложного часового механизма. Средняя, самая нарядная часть оформлена в виде портика с фронтоном. Боковые углы оформлены как гермы с бронзовыми золочеными головами, на которых покоится карниз с фронтоном. Под карнизом – тонкой работы золоченый фриз, стилизованный под древнегреческую классику. В центральной части на фоне блестящей золотой пластины помещен циферблат часов в плетеном венке, а снизу его с усилием поддерживает «Сатурн, пожирающий время», выполненный в технике высокого рельефа из золоченой бронзы. Над карнизом возвышается двухъярусный аттик, обнесенный балюстрадой с вазами по углам. Он увенчан фигурой Аполлона, покровителя искусств. Создавая художественную оболочку часов, Д. Рентген активно сотрудничал с механиком П. Кинцигом, который для данных часов выполнил музыкальный механизм, исполнявший мелодии для органа и клавесина.
Стены кабинета украшают живописные виды Павловского парка конца XVIII – начала XIX века. На центральной стене – панорамный пейзаж «Вид на Павловский дворец и Мариентальский пруд» первого русского пейзажиста Семена Щедрина (1800 г.). В XIX веке картина была разрезана на две части. В ходе работ по реставрации обеих половин картины их заключили в единую раму с тонкой перемычкой по центру, что позволяет увидеть пейзажи по берегам Славянки такими, какими их видел художник на рубеже XVIII и XIX веков. В 2016 году картина заняла свое постоянное место в Малиновом кабинете.
В кабинете представлены картины еще одного известного русского пейзажиста Андрея Мартынова, ученика и последователя С. Щедрина. Над бюро – «Вид на Павловский дворец» (1815 г.), над камином – два пейзажа Павловского парка «Храм Дружбы» и «Пиль-башня» (кон. XVIII – нач. XIX в.).
На каминной полке – гарнитур оригинальных фарфоровых ваз-канделябров Севрской мануфактуры (1780-е гг.). Откос окна украшает мозаика с видом Колизея в нарядной бронзовой раме, увенчанной изображением папской тиары. Она выполнена мастером Ц. Агуатти в технике римской мозаики из цветной смальты. Мозаика была преподнесена Папой Римским Пием VI великому князю Павлу Петровичу в 1782 г., когда он был удостоен аудиенции у Папы в Ватикане. Над зеркалом между окон, согласно описи 1805 года, помещен «белый букет мраморный, резной, в круглой раме».
В 1858 году Кабинет был приспособлен под спальню Великого князя Константина Николаевича и его жены Александры Иосифовны. Убранство было подобрано в стиле Людовика XV. После войны Кабинет восстановлен по проектам и описаниям начала XIX века.
Малиновый кабинет на плане этажа
Назад