Пилястровый кабинет


Загрузка панорамы...

За Камердинерской расположен Пилястровый кабинет – самый большой интерьер в комплексе жилых покоев императрицы. Первоначально он назывался «Большой кабинет Его Императорского Величества». Архитектурная отделка кабинета была выполнена в 1800 году по проекту Д. Кваренги.

Стены белого искусственного мрамора оформлены в виде декоративных панно в филенчатом обрамлении и отделены друг от друга четким ритмом пилястр из золотистого стюка (stuc, франц. – искусственный мрамор, штукатурка под мрамор) с имитацией под сиенский мрамор. Из него же выполнены нижние стеновые панели и лента фриза, отделяющего стены от лепного карниза. Над каждым панно, а также над зеркалами и в наддверниках помещены лепные барельефы, окрашенные под темную античную бронзу. В барельефах – фигуры египетских сфинксов, в круглых медальонах – профили Александра Македонского и его матери Олимпии, которые выполнены по подлинным мраморным барельефам работы И. Коллини из Будуара Южной анфилады дворца. В орнаментальной росписи плафона, осуществленной по эскизам Д.-Б. Скотти, изображены военные атрибуты, среди них мотивы, расписанные под бронзу, что сочетается с общим характером отделки. В скошенных углах по сторонам центральной стены помещены камины белого мрамора со вставками цветного мрамора красно-коричневых и коричнево-желтых оттенков.

В утренние и дневные часы кабинет предназначался для аудиенций, вечером – для небольших приемов и домашних собраний. По утрам шли приемы посетителей. Мария Федоровна могла беседовать здесь с управляющим или с главным садовником по делам ведения хозяйства, принимать прошения. По вечерам здесь проходили небольшие семейные собрания. Все это определило расстановку мебели группами с выделением отдельных «уголков», что характерно для жилого интерьера начала XIX века.

Особое внимание привлекает гарнитур мебели русской работы: два дивана, кресла и стулья красного дерева с золоченой резьбой подлокотников и особенно спинок в виде сплетенных змей, а также вышивки гладью шелком и шерстью по сукну (Петербург, около 1805 г.). Пристенные диваны определяют две группы для бесед или рукоделия. Центральная часть отводится для деловых встреч и переговоров. Главным акцентом здесь является письменный стол работы Г. Гамбса. Большой круглый стол более подходит для семейных собраний или литературных чтений.

«Диванная» при входе в кабинет отделена от общего пространства ширмой, весьма популярным предметом мебели в жилых комнатах. Ширма не только служила перегородкой и защищала от сквозняков, но и создавала дополнительный декоративный эффект. Данная ширма красного дерева из мастерской Гамбса украшена однотонными вышивками, сюжеты которых представляют собой аллегории искусства, милосердия и благотворительности с надписями по-французски. Программа для сюжетов была бесспорно выработана самой императрицей, которая, могла участвовать и в их создании. Здесь же находится изящный столик для рукоделия, выполненный Г. Гамбсом для хозяйки Павловска. Его украшает вышивка работы самой Марии Федоровны с изображением домика Петра Великого в Саардаме в Голландии. Мода на вышивки широко распространяется в начале XIX века. Наряду с гладью и тамбурным швом, которые часто встречаются в XVIII веке, теперь больше используют вышивку крестом, полукрестом и гобеленовый шов. Вышивки идут для украшения мебели: обивки стульев, вставки в шкафчики, экраны, столики, а также для оконных драпировок. Кроме того, русские мастерицы, используя цветные картинки в Атласах, вышивали напольные ковры, которые расстилаются под ногами подобно цветущим клумбам. Оригинальностью отличаются складывающиеся в единый блок рабочие столики с вмонтированными в столешницы вышивками. Тихими вечерами дамы рассаживались за столики, вышивали и вели беседы, или слушали чтецов императрицы.

Наибольшей торжественностью отличается обстановка вдоль главной стены кабинета между каминами. В центре – нарядное бюро красного дерева с бронзовыми золочеными украшениями в виде изящных египтянок работы Г. Гамбса. По сторонам бюро – два шкафа с превосходной текстурой красного дерева с декоративными элементами из золоченой бронзы в стиле ампир. Ансамбль мебели дополняют первоклассные произведения декоративно-прикладного искусства. На бюро – французские часы золоченой бронзы с крылатыми сфинксами патинированной бронзы на мраморном основании, по сторонам от них – уникальные парные обелиски калканской яшмы с бронзовыми египетскими сфинксами (Петергофская гранильная фабрика, по рисунку А. Воронихина, 1803 г.). Воронихин являлся автором проектов многих изделий, выполнявшихся на гранильных фабриках. На подставках по сторонам бюро – две парные вазы из ямской яшмы с бронзовыми ручками в виде змей (Екатеринбургская гранильная фабрика, 1801 – 1802 гг.). На шкафах – две невысокие парные вазы-чаши из калканской яшмы на ножке с бронзовыми фигурками пьющих соколов (Екатеринбургская гранильная фабрика, 1807 г.).

А. Воронихин много сотрудничал с Ж-Ф. Тома де Томоном, который с 1804 года являлся директором Императорского стеклянного завода. Об этом сотрудничестве свидетельствуют консоли Пилястрового кабинета с каменными столешницами на подстолье в виде египетских фигур, стоящие между окнами. На консолях – нарядные декоративные вазы-треножники из хрусталя и цветного стекла с бронзой (Петербург, Императорской стеклянный завод, по рисунку Ф. Тома де Томона,1808 г.).

Из раритетов особого внимания заслуживает бронзовый стол-геридон с фарфоровой столешницей (Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, конец XVIII в.). На фарфоре изображен ранний пейзаж Павловского парка с павильоном Руина, разобранным архитектором В. Бренной в 1790-е годы при расширении дворца.

Из Пилястрового кабинета через маленький балкон имеется спуск в Собственный сад императрицы, истинное царство богини Флоры.



Пилястровый кабинет на плане этажа


Назад

Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024