Камердинерская
Загрузка панорамы...
Первая комната, через которую проходили посетители к императрице – Камердинерская, где в дневные часы находился камердинер императрицы, исполнявший обязанности ее секретаря. Отделка ее была выполнена по проекту архитектора В. Бренны еще в 1798 году и отличается, несмотря на малые размеры комнаты, изысканной строгостью. Это круглая комната с одним окном. Гладко оштукатуренные стены окрашены в мягкий фисташковый цвет. Нарядно исполнены лепные наличники дверей с масками львов и орнаментальный карниз. Роспись плафона имитирует кессонированный свод.
Справа от входа в нише помещена статуя Афродиты Анадиомены («отжимающая волосы», итальянская копия XVIII в. с античного оригинала). Основная обстановка кабинета соответствует его назначению – письменный стол с чернильным прибором и бюро для бумаг и документов. Они выполнены из красного дерева с декором из золоченой бронзы в мастерской Г. Гамбса. Небольшое бюро-секретер, типичный образец кабинетной мебели, нарядно декорировано накладками с лебедями и пальметтами. На скошенных углах помещены в виде герм головки в стилизованном египетском платке. В обивке стульев и бордюрах оконных драпировок использованы вышивки крестом русской работы начала XIX века. Подобные вышивки часто выполнялись ученицами сиротских институтов, подведомственных императрице.
На стене над бюро – живописные виды Петергофа работы первого русского пейзажиста Семена Щедрина, а также акварели и гуаши конца XVIII – начала XIX веков с видами Павловска и римскими руинами, которыми модно было украшать стены кабинетов.
Между окном и дверью, ведущей в Пилястровый кабинет размещен камин, непременная принадлежность любого жилого помещения. Имея важное функциональное и бытовое значение, камин всегда имел нарядную отделку, стилистически близкую интерьеру. Это подлинный камин белого мрамора с вставками цветного мрамора. На каминной полке – превосходный гарнитур французской бронзы конца XVIII – начала XIX века: пара высоких канделябров из золоченой и патинированной бронзы, в центре – интересный экземпляр часов с вращающимся часовым механизмом – часы-ротатор. Внизу – бронзовая подставка для дров – таган с декоративным украшением в виде лежащих египетских сфинксов, элемент модного увлечения египетскими мотивами после похода Наполеона в Египет (Франция, 1800-е гг.). Это направление получило название «египтомании», что было характерно для нового художественного стиля – французского ампира (стиля империи). Поклонником «египтомании» был в России архитектор Андрей Воронихин. Будучи главным архитектором Павловска при вдовствующей императрице Марии Федоровне, он активно вводит эти элементы в декор предметов декоративно-прикладного искусства, что можно видеть в обстановке многих интерьеров в жилых комнатах императрицы.
Камердинерская на плане этажа
Назад