Тронный зал


Загрузка панорамы...

Первоначально задуман как Большая парадная столовая. С целью расширения дворца и превращения его в парадную императорскую резиденцию, В.Бренна перестроил в 1798 году южный полутораэтажный флигель Камерона. Квадратный в плане, со срезанными углами, в которых находятся глубокие ниши, и огромными арочными окнами с четырех сторон, зал занимает площадь в 420 квадратных метров и имеет характер отдельного павильона. Этот зал является ярким образцом стиля архитектора В.Бренны. Архитектура зала чрезвычайно пластична: арочное оформление ниш сочетается с арочными проемами окон. Между ними в строгой симметрии расположены двери красного дерева с золочеными львиными масками. Стены украшает орнаментальная и рельефная лепка. В лепке наддверников и круглых печей (в нишах) доминирует мотив рога изобилия, что должно было указывать на назначение интерьера как столовой. Оттеняя белую рельефную лепку, на двух боковых стенах установлены белые с позолотой резные деревянные бра-жирандоли, а на консолях арочных завершений окон – вазы-канделябры в таком же исполнении.

Особую торжественность залу придают монументальные скульптуры кариатид, которые словно поддерживают арки окон. Они были выполнены в 1798 году скульпторами И.П.Мартосом и М.И. Козловским. Погибшие в огне пожара 1944 года они воссозданы заново в 1958 году скульпторами-реставраторами Н.И.Мальцевой и Т.П.Шабалкиной под руководством профессора И.Крестовского.

В едином ансамбле художественного образа зала, усиливая звучание архитектуры и скульптуры, решена роспись плафона. Выполненная как архитектурная перспективная композиция, живопись плафона создает иллюзию большой высоты зала: при походе к центру зала из любого угла глаз воспринимает оптический эффект выпрямляющихся колонн. Они образуют круговую лоджию с балюстрадой в виде ротонды с верхним светом. Роспись была первоначально выполнена декоратором П.Гонзага около 1800 года. Долгое время считалось, что живопись плафона не была выполнена. Однако данные исследований последних десятилетий заставляют думать, что проект был осуществлен, тем более, что сохранилось много подготовительных вариантов эскизов для росписи плафона. Однако во 2-ой половине XIX века живопись требовала реставрации, и потолок решено было забелить: в 1872 голу зал вошел в число залов Музея, открытого великим князем Константином Николаевичем. В 1957 году художник-реставратор А.В.Трескин с группой художников осуществил заново роспись плафона на основе подлинного эскиза П.Гонзага.

Задуманный и оформленный как Парадная столовая, зал по окончании работ был превращен в Тронный. На фоне задрапированного окна против входа было установлено тронное место и поставлен трон, специально заказанный для Павловска. Здесь проходили наиболее торжественные императорские приемы.

В июле 1814 года в этом зале был устроен торжественный прием с обедом для генералов и офицеров гвардейских полков, отличившихся в войне с Наполеоном и участвовавших при взятии Парижа. Именно тогда был убран трон и накрыты столы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна ежегодно в конце июля устраивала в этом зале праздники по случаю своего тезоименитства. Обычно столы сервировались Парижским сервизом, привезенным ею из Парижа в 1782 году. Этот сервиз и сегодня представлен на центральном столе. В центре стола – жирандоль с хрустальным убором (Петербург, конец XVIII века). На двух боковых столах размещен Золотой сервиз, исполненный на Императорском фарфоровом заводе в 1828 году и преподнесенный Марии Федоровне ее сыном императором Николаем I. На всех предметах сервиза – вензель императрицы.

Неотъемлемой частью убранства являются четыре фонаря из стекла с хрустальным убором и каркасом из золоченой бронзы (Петербург, И. Цех, 1801 г.), находящиеся в зале с момента постройки (после войны реставрированы с дополнением большого количества вновь изготовленных деталей).

Слева и справа на фоне окна и зеркальной двери – монументальные декоративные вазы синего фарфора с золоченой бронзой, подарок французского короля Людовика XVI (Франция, Севр, 1782 г.).

Нарядность и торжественность залу придает и гарнитур резной золоченой мебели (Россия (?), конец XVIII века).



Тронный зал на плане этажа


Назад

Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024