Ковровый кабинет


Загрузка панорамы...

Один из наиболее нарядных интерьеров Северной анфилады. По первоначальному плану Ч.Камерона кабинет представлял собою прямоугольную комнату. Свою окончательную отделку он получил в 1790-1793 годах по замыслу В.Бренны. Для убранства кабинета, как и библиотеки Марии Федоровны в Южной анфиладе, Бренна использовал французские гобелены, преподнесенные владельцам Павловска   во время их пребывания во Франции в 1782 году  королем Людовиком XVI.  Гобелены были вытканы на Королевской гобеленовой мануфактуре в 1760-х годах мастером Нельсоном по картонам выдающегося художника Франсуа Буше на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. В фонде чертежей Научно-исследовательского музея Академии художеств сохранились два проекта В.Бренны для Коврового кабинета Павловского дворца: продольный и поперечный разрез выполненные в цвете. Они дают представление о том, каким был задуман этот интерьер.  Бренна изменил первоначальную планировку Камерона и скруглил центральную стену, чтобы разместить на ней большой гобелен «Венера в кузнице Вулкана», на противоположной стене кабинета на боковых стенах были помещены два меньших гобелена – «Диана и Эндимион» и «Венера на колеснице». Ковры заключены в резные золоченые рамы. Центральный гобелен, эффектно отражаясь в зеркале над камином, как бы создает иллюзию четвертой стены, также украшенной гобеленом. Согласно проекту В.Бренны, перекрытие представляло собой кессонированный свод сложной конфигурации. Однако после пожара 1803 года А.Н.Воронихин внес изменения в отделку и  вместо кессонов появился широкий живописный фриз в манере «гризайль» на сюжеты из античной мифологии и истории древнего Рима: «Жертвоприношение», «Персей, устрашающий врагов головой Медузы», «Боги Олимпа», «Персей, освобождающий Андромеду», «Триумф», «Основание Рима Ромулом и Ремом в виде младенцев», «Аполлон среди муз», «Поезд Вакха», «Геркулес, борющийся с Антеем», «Геркулес с Деянирой и кентавром Нессом», «Процессия с жертвенником», «Аполлон с лирой». Росписи выполнял Д.-Б.Скотти. Над дверями Воронихин поместил лепные панно с орлами.

В 1930-х годах все три гобелена были изъяты из дворца для продажи заграницу на аукционе. В настоящее время бывшие павловские гобелены находятся в Музее Поля Гетти в г.Малибу, штат Калифорния, США. В ходе работ по реставрации после Великой Отечественной войны на центральной стене был размещен гобелен «Дамы служат Дон-Кихоту», также подаренный Павлу Петровичу французским королем Людовиком XVI и ранее находившийся в Гатчинском дворце. На боковых стенах – брюссельские шпалеры на сюжеты из «Дон-Кихота» - «Посвящение Дон-Кихота в рыцари» (на левой стене) и «Дон-Кихот с баранами» (на правой стене). Эти шпалеры происходят из коллекции барона А.Штиглица, которая в 1920-х гг. была передана в Эрмитаж. После изъятия в 1932 году исторических гобеленов из Павловска, вместо них из Эрмитажа и были получены эти брюссельские шпалеры.

На своих исторических местах находится гарнитур мебели, заказанный владельцами Павловска в Париже в мастерской А.Жакоба. На мебели французские вышивки шелковой гладью, XVIII век. Большой письменный стол из красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости по проекту В.Бренны был выполнен для Михайловского замка и позднее после гибели императора Павла I перевезен в Павловск.  На столе – нарядные предметы из слоновой кости и янтаря, оправленные в золоченую бронзу: настольное украшение с обелисками (В.Бренна, К.Росси, Н.Фай, 1800 г.), и чернильница работы Марии Федоровны (1800 г.). Здесь же небольшие бронзовые бюсты философов-просветителей Вольтера и Дидро (Франция, кон. XVIII века).  По обе стороны от настольного украшения стоят часы: слева мраморные часы «Артемизия, оплакивающая Мавзола», более известная как «Плакальщица» (Франция, ок.1801 г.),  справа –  «Лира» из золоченой бронзы с расписными эмалями,  с циферблатом-календарем, вмонтированным в маятник (Франция 1780-90-е гг.).  По сторонам стола на постаментах симметрично размещены мраморные статуи конца XVIII века «Геба» (слева) и «Менада, несущая маленького фавна» (справа). На консолях под брюссельскими шпалерами – парные музыкальные часы с вращающимся циферблатом в виде изящной вазы, стрелкой часов является стрела в руках маленького Амура. Корпус выполнен из пластин черепахового панциря (Англия, Лондон, мастерская П.Торклера, кон.XVIII века). Рядом с часами - японские фарфоровые вазы мануфактуры Аритта, кон.XVIII века. На камине (между окон) – гарнитур фарфоровых ваз (Франция, Севр, 1780-е гг.) с живописными медальонами на розовом фоне, подарок Людовика XVI. Перед камином – овальный столик русской работы со стеклянной столешницей, на которой рисунок «Три грации» (копия с А.Кауфман) в технике «эгломизе». Перед окнами – столики красного дерева (Россия, 1780-е гг.), на одном – бронзовая группа «Амуры, борющиеся за человеческое сердце» (Франция, кон. XVIII века.).



Ковровый кабинет на плане этажа


Назад

Один из наиболее нарядных интерьеров Северной анфилады. По первоначальному плану Ч.Камерона кабинет представлял собою прямоугольную комнату. Свою окончательную отделку он получил в 1790-1793 годах по замыслу В.Бренны. Для убранства кабинета, как и библиотеки Марии Федоровны в Южной анфиладе, Бренна использовал французские гобелены, преподнесенные владельцам Павловска   во время их пребывания во Франции в 1782 году  королем Людовиком XVI.  Гобелены были вытканы на Королевской гобеленовой мануфактуре в 1760-х годах мастером Нельсоном по картонам выдающегося художника Франсуа Буше на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. В фонде чертежей Научно-исследовательского музея Академии художеств сохранились два проекта В.Бренны для Коврового кабинета Павловского дворца: продольный и поперечный разрез выполненные в цвете. Они дают представление о том, каким был задуман этот интерьер.  Бренна изменил первоначальную планировку Камерона и скруглил центральную стену, чтобы разместить на ней большой гобелен «Венера в кузнице Вулкана», на противоположной стене кабинета на боковых стенах были помещены два меньших гобелена – «Диана и Эндимион» и «Венера на колеснице». Ковры заключены в резные золоченые рамы. Центральный гобелен, эффектно отражаясь в зеркале над камином, как бы создает иллюзию четвертой стены, также украшенной гобеленом. Согласно проекту В.Бренны, перекрытие представляло собой кессонированный свод сложной конфигурации. Однако после пожара 1803 года А.Н.Воронихин внес изменения в отделку и  вместо кессонов появился широкий живописный фриз в манере «гризайль» на сюжеты из античной мифологии и истории древнего Рима: «Жертвоприношение», «Персей, устрашающий врагов головой Медузы», «Боги Олимпа», «Персей, освобождающий Андромеду», «Триумф», «Основание Рима Ромулом и Ремом в виде младенцев», «Аполлон среди муз», «Поезд Вакха», «Геркулес, борющийся с Антеем», «Геркулес с Деянирой и кентавром Нессом», «Процессия с жертвенником», «Аполлон с лирой». Росписи выполнял Д.-Б.Скотти. Над дверями Воронихин поместил лепные панно с орлами.

В 1930-х годах все три гобелена были изъяты из дворца для продажи заграницу на аукционе. В настоящее время бывшие павловские гобелены находятся в Музее Поля Гетти в г.Малибу, штат Калифорния, США. В ходе работ по реставрации после Великой Отечественной войны на центральной стене был размещен гобелен «Дамы служат Дон-Кихоту», также подаренный Павлу Петровичу французским королем Людовиком XVI и ранее находившийся в Гатчинском дворце. На боковых стенах – брюссельские шпалеры на сюжеты из «Дон-Кихота» - «Посвящение Дон-Кихота в рыцари» (на левой стене) и «Дон-Кихот с баранами» (на правой стене). Эти шпалеры происходят из коллекции барона А.Штиглица, которая в 1920-х гг. была передана в Эрмитаж. После изъятия в 1932 году исторических гобеленов из Павловска, вместо них из Эрмитажа и были получены эти брюссельские шпалеры.

На своих исторических местах находится гарнитур мебели, заказанный владельцами Павловска в Париже в мастерской А.Жакоба. На мебели французские вышивки шелковой гладью, XVIII век. Большой письменный стол из красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости по проекту В.Бренны был выполнен для Михайловского замка и позднее после гибели императора Павла I перевезен в Павловск.  На столе – нарядные предметы из слоновой кости и янтаря, оправленные в золоченую бронзу: настольное украшение с обелисками (В.Бренна, К.Росси, Н.Фай, 1800 г.), и чернильница работы Марии Федоровны (1800 г.). Здесь же небольшие бронзовые бюсты философов-просветителей Вольтера и Дидро (Франция, кон. XVIII века).  По обе стороны от настольного украшения стоят часы: слева мраморные часы «Артемизия, оплакивающая Мавзола», более известная как «Плакальщица» (Франция, ок.1801 г.),  справа –  «Лира» из золоченой бронзы с расписными эмалями,  с циферблатом-календарем, вмонтированным в маятник (Франция 1780-90-е гг.).  По сторонам стола на постаментах симметрично размещены мраморные статуи конца XVIII века «Геба» (слева) и «Менада, несущая маленького фавна» (справа). На консолях под брюссельскими шпалерами – парные музыкальные часы с вращающимся циферблатом в виде изящной вазы, стрелкой часов является стрела в руках маленького Амура. Корпус выполнен из пластин черепахового панциря (Англия, Лондон, мастерская П.Торклера, кон.XVIII века). Рядом с часами - японские фарфоровые вазы мануфактуры Аритта, кон.XVIII века. На камине (между окон) – гарнитур фарфоровых ваз (Франция, Севр, 1780-е гг.) с живописными медальонами на розовом фоне, подарок Людовика XVI. Перед камином – овальный столик русской работы со стеклянной столешницей, на которой рисунок «Три грации» (копия с А.Кауфман) в технике «эгломизе». Перед окнами – столики красного дерева (Россия, 1780-е гг.), на одном – бронзовая группа «Амуры, борющиеся за человеческое сердце» (Франция, кон. XVIII века.).


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2025
Купить билеты Версия для слабовидящих Доступная среда
Купить билеты