Фрейлинская
Загрузка панорамы...
Комната предназначалась для придворных дам, ожидавших выхода императрицы, была создана в 1797-1799 гг. по проекту В.Бренны на месте бывшего кабинета Марии Федоровны и части ее Туалетной. Появление Фрейлинской, состоящей из двух прямоугольных помещений, было обусловлено расширением дворца, и она стала местом перехода из центральных залов в парадные залы нового Южного корпуса. Стены, разбитые на панно, отделаны искусственным мрамором и лепкой. Первоначально здесь находилось фортепьяно красного дерева, два таких же стола, стальной столик с росписью на крышке, два комода и одиннадцать стульев, окрашенных в белый цвет, обитых зеленым сафьяном.
На стенах картины французских художников XVIII века: между окон – «Портрет великой княгини Марии Федоровны» (Ж.-Л.Вуаль, 1792), на противоположной стене – «Амур, стреляющий из лука» (Карл Ван-Лоо, 1761) и по сторонам от него – «Женские головки» Ж.-Б.Греза, в мастерской которого владельцы Павловска приобрели несколько картин. В части Фрейлинской, примыкающей к Верхнему вестибюлю – картины Гюбера Робера: «Зал Аполлона» и «Зал Лаокоона» (1800-е годы), приобретенные Марией Федоровной в 1806 году, а также «Фантастический пейзаж со статуей Марка Аврелия» (1780- годы) «Парк с руинами» и «Пейзаж с круглым храмом на горе» (1770-е годы) (по сторонам двери в Верхний вестибюль).
Меблировку комнаты составляют различные предметы корпусной мебели и мебели для сидения. Диваны и кресла из резного золоченого дерева – характерный образец обстановки конца XVIII века. Под портретом Марии Федоровны - цилиндрическое бюро красного дерева (Германия, Д.Рентген, 1780-е годы), на котором стоят французские часы из золоченой бронзы XVIII века со сценой из популярной оперы того времени «Дезертир» композитора П.-А. Монсиньи (Париж, мастерская Ж.Гойе). Музыкальная шкатулка к часам русской работы исполняет несколько мелодий из оперы. У стены рядом с Туалетной стоит шкафик-поставец наборного дерева (Франция, мастерская. Ж. Дотриша, XVIII век), на котором размещены часы «Аллегория наук» (Париж, часовой мастер Ж.Байон, 1760-е годы). В другой части Фрейлинской, у окна можно видеть уникальное бюро секретер русской работы (Петербург, мастерская И.Отта) черного дерева со вставками в технике «эгломизе». Темными силуэтами на золотом зеркальном фоне можно видеть изображения членов великокняжеского семейства: на дверцах фигуры Павла Петровича и Марии Федоровны, сыновей Александра и Константина за занятиями в саду, на выдвижных ящичках – силуэтные головки дочерей Александры, Елены, Марии и Екатерины. На бюро – гарнитур из золоченой и патинированной бронзы: часы и две вазы (Франция, XVIII век). По сторонам двери, ведущей в Верхний парадный вестибюль – два парных комода (Россия, XVIII век), на которых поставлены бронзовые канделябры (Франция, скульптор Л.-С.Буазо, мастерская П.Гутьера, 1770-е годы). В нише – мраморная скульптура «Весталка» работы Л.С.Буазо, 1769 г.
Фрейлинская на плане этажа
- Египетский вестибюль
- Ковровый кабинет
- Второй проходной кабинет
- Парадная лестница
- Зал войны
- Картинная галерея
- Верхний вестибюль
- Греческий зал
- Третий проходной кабинет
- Итальянский зал
- Зал мира
- Тронный зал
- Камердинерская Павла I
- Библиотека императрицы Марии Федоровны
- Буфетная
- Туалетная императора Павла I
- Будуар
- Оркестровая комната
- Кабинет Росси
- Парадная спальня
- Кавалерский зал
- Библиотека Росси
- Туалетная Марии Федоровны
- Кавалергардская
- Малый кабинет императора Павла I
- Фрейлинская
- Передняя (Турецкая)
- Парадная библиотека императора Павла I
- Первый проходной кабинет
- Дворцовая Церковь
Назад