Будуар


Загрузка панорамы...

По сложившейся традиции Будуар на женской половине всегда располагался рядом со спальней. Эта небольшая комната отличается разнообразием декоративного оформления, что дает посетителю бесконечное разнообразие зрительных впечатлений. Планировка комнаты сделана Ч.Камероном в 1780-е годы, а ее отделку закончена В.Бренной в 1791 году.  По желанию владельцев Павловска Бренна включил в оформление интерьера декоративно-художественные предметы, привезенные из заграничного путешествия: рельефы, колонны, пилястры.  На центральной стене – двухколонный портик: античные порфировые колонны обрамляют мраморный камин с зеркальной нишей, в которой преломляются детали художественной отделки. Стены, украшены мраморными пилястрами, расписанными арабесковыми орнаментами, имитирующими росписи лоджий Рафаэля в Ватикане. Каждая стена представляют собой своеобразное декоративное панно. В центре каждого такого панно, в восьмиугольной нише-раме помещены мраморные рельефы: античные - «Портрет римлянина» (I в н.э.) и «Сельская герма» (II-ой в.н.э.) (справа и слева от камина) и два итальянских медальона XVIII века с портретами Александра Македонского и его матери Олимпии (справа и слева от застекленной двери).  Вот что писала сама Мария Федоровна в 1795 году: «Мой будуар продолговатой формы, плафон сводом расписан арабесками, стены с мраморными пилястрами, расписанными арабесками; четыре мраморных барельефа, красивый карниз, красивый камин помещен в впадине в роде абсиды, купол которой и фронтон покоится на двух колоннах из порфира; гарнитура камина из порфира и яшмы, большая мраморная ваза в углублении абсиды». Между пилястрами включены еще и живописные композиции с изображением знаменитых памятников Индии. Они являются копиями с цветных гравюр известных английских художников братьев Уильяма и Томаса Дэниэл. С изысканной росписью пилястр сочетается живописный фриз и, особенно, роспись падуги, где среди затейливых арабесков прямо по штукатурке написаны четыре пейзажа с руинами на тему «Четыре времени суток». Писать фантазии с античными руинами при разном освещении в течении суток было чрезвычайно модным в искусстве 2-ой половины XVIII века. Новый художественный вкус, привезенный владельцами Павловска из путешествия по Европе, нашел яркое воплощение в декоративном оформлении интерьера.

Камин с порфировыми колонами является центром композиции. После реставрации и частичной реконструкции заняла свое историческое место большая мраморная ваза. На каминной полке вазы и обелиски из цветного камня (Западная Европа, 1780-е годы), французские канделябры из золоченой бронзы конца XVIII века. Перед камином – шедевр русского фарфора – круглый стол с фарфоровой столешницей, на которой изображены виды Павловска (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1789 г.). Декоративными деталями ножек стола являются фигуры весталок из белого глазурованного фарфора, выполненные по моделям модельмейстера завода Жана-Доменика Рашетта. Стол специально был изготовлен для Павловска и находится на своем историческом месте. Между столом и камином – напольная ваза-курильница в виде треножника из разных сортов европейского мрамора (Италия, Б. Ферреро, 1780-е годы). Это подарок Павлу Петровичу от короля Сардинии Виктора-Амадея III. Слева от камина у стены стоит маленькое фортепьяно в корпусе наборного дерева. Оно было выполнено по заказу Екатерины II в Лондоне в 1774 году по рисункам английского архитектора Р.Адама.   В углу между фортепьяно и камином находится мраморная группа «Амур и Психея», привезенная из путешествия (Италия, К.Альбачини, около 1780 года с античного оригинала).  Справа от камина   – фарфоровая ваза-часы, оправленная в бронзу (часовщик Л.Ж. Лагесс). К ней в ансамбль входят два канделябра (на противоположной стороне на консолях). Ансамбль был выполнен во Франции на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1790-х годах, бронза мастерской П.-Ф.Томира.

По другую сторону, против окна – письменный стол, периметр которого украшают часы-ваза с вращающимся циферблатом и четырьмя подсвечниками в виде ваз (Франция, мастер П.Денизо, 2-ая пол XVIII века).  У стола – кресло с подлокотниками в виде крылатых сфинксов, выполнено специально для Будуара по проекту А.Н.Воронихина. Первоначально у стен, друг против друга стояли два дамских секретера розового дерева со вставками из севрского фарфора, расписанного цветами. Они были проданы в 1932 году. Сейчас их место занимают аналогичные по размерам секретеры красного дерева (Германия, мастер Д.Рентген, 1780-е годы). На левом секретере – часы «Марс» (Франция, кон. XVIII в.) и две бронзовые статуэтки «Девочка с гнездом» и «Мальчик с птичкой» (Италия, по модели К.Альбачини, 1780-е гг.).

Будуар находится по центру южного фасада дворца и из окна-балкона открывается перспектива главной аллеи Собственного садика, которую замыкает Павильон Трех граций. Драпировка окна с бордюром из цветов ириса была приобретена Марией Федоровной во Франции на знаменитой Лионской шелковой мануфактуре. Таким же шелком первоначально была обита и мебель – резные золоченые табуреты.

После пожара 1803 года Воронихин полностью сохранил отделку В.Бренны. Над дверями были выполнены скульптурные десюдепорты – группы амуров (скульптор М.Александров-Уважный). По рисункам Воронихина исполнен новый гарнитур мебели (сохранилось одно кресло) и светильник желто-зеленого стекла в виде античной масляной лампы.

Во время пожара 1944 года обгорели пилястры, погибла роспись плафона, повреждена лепка на стенах и карнизе, а также  оформление камина. Интерьер воссоздан в 1967 году по проекту С.В.Поповой-Гунич, лепной декор – И.И.Калугин, росписи стен, плафона, падуги по мрамору, искусственному мрамору и штукатурке выполнены группой художников по эскизам и под руководством А.В.Трескина.



Будуар на плане этажа


Назад

Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024