Греческий зал
Загрузка панорамы...
Самый торжественный в центральной части дворца, предназначался для балов и парадных приемов. Архитектурно-пространственный объем зала с колоннадой по всему периметру был задуман Ч.Камероном (1780-е гг.) в виде античного «перистиля». Следует отметить, что существует художественная близость Греческого зала с Мраморным залом дворца Кедлстоун-Холл в Англии архитектора Роберта Адама, у которого учился и работал Камерон и который оказал на него большое влияние. Камерон рекомендовал путешествовавшим по Европе Павлу Петровичу и Марии Федоровне приобрести в Италии колонны из зеленого мрамора, так называемого верт антик (vert antique, франц.), которые он хотел использовать в отделке зала. Идея о колоннах зеленого античного мрамора, минерала очень редкого и дорого, также была заимствована у Адама, который включил подлинные вердантиковые колонны в отделку Парадной приемной во дворце Сайон-Хаус. Завершить отделку Греческого зала Камерону не удалось, так как после 1786 года он перестал практически вести архитектурный надзор. Архитектор и декоратор В.Бренна завершил отделку зала в 1790 году, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся чертежей архитектора, а также его письмо 1789 года графу Станиславу Потоцкому, своему польскому покровителю, где он говорит, что этот зал – «один из самых лучших среди всех, имеющихся в этой стране». Стены зала облицованы белым искусственным мрамором, нижние панели выполнены из золотистого стюка, имитирующего желтый сиенский мрамор. По верху стен тянется широкая полоса лепного орнаментального фриза с изображением грифонов среди листьев аканта. Колонны коринфского ордера из зеленоватого искусственного мрамора под вердантик образуют нарядную декоративную колоннаду. Ее ритм перекликается с ритмом стенных ниш, в которых помещены гипсовые слепки с античных статуй: Меркурий, Венера Медицейская, Венера-Каллипига, Дионис, Афродита-Анадиомена, Аполлино, а также с работ известных итальянских скульпторов: «Фавн с козленком» Я.Сансовино (XVI в.) и «Психея с бабочкой А.Кановы (XVIII в.)
В 1803 году после пожара архитектор А.Н.Воронихин осуществил ряд переделок, которые, не нарушив целостности архитектуры зала, сделали его более строгим. Утраченный живописный плафон «Вакх и Ариадна» он заменил орнаментальной росписью с ромбовидными кессонами, создающими иллюзию купольного перекрытия. Между колоннами он поместил на длинных бронзовых цепях мраморные светильники в виде античных ламп. Вместо прежнего мебельного гарнитура в стиле Людовика XVI, который был приобретен владельцами дворца во Франции во время путешествия, по проекту Воронихина была создана новая мебель в античном вкусе: подлокотники диванов и кресел украшены фигурами грифонов, а ножки завершаются звериными лапами. Конструктивные детали мебели окрашены под темно-зеленую бронзу, а нарядные резные детали вызолочены. Для обивки использованы французские гобелены на пасторальные сюжеты мануфактуры Бове конца XVIII века. Монументальность форм мебели, сияние позолоты, яркость гобеленов – все это привносит особые черты парадности. В зале представлены сохранившиеся в эвакуации предметы мебели, а также одно кресло, возвращенное после войны из Берлина, и отреставрированный диван, находившийся несколько десятилетий в фондах музея в руинированном состоянии.
Из Михайловского замка Воронихин перенес в этот зал два мраморных камина со вставками из лазурита и мясного агата, выполненные по проектам Бренны. На каминах – часы «Парис и Елена» (Париж, 1795-1799 гг., мастерская П.-Ф.Томира, час.мастер Л.-Ж.Лагесс), «Учение и бдение». (Париж, 1795-1798 гг., час.мастер Ж.Шарпантье, эмальер А.-Ф.Дюбюиссон), а также вазы-курильницы и канделябры. В каминных нишах –нарядные таганы, подписные изделия бронзовщика Вальнера, редко встречающиеся в наших собраниях. На столах-консолях - парные фарфоровые вазы «в этрусском вкусе» (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1796 год.), и декоративные кувшины из золоченой и патинированной бронзы (Франция, конец XVIII века). На постаментах против окон – две парные вазы из копейчатой яшмы с бронзовыми украшениями (по рисункам А.Воронихина), против центрального окна ваза из порфира с фигурами сатиров из золоченой бронзы, выполненные на Колыванской шлифовальной фабрике (мастер Ф.Стрижков), бронза чеканена в мастерских Императорской Академии художеств. Дополняют убранство два бронзовых фонаря (Франция (?), конец XVIII века).
В пожаре 1944 года рухнули междуэтажные перекрытия, разрушилась и сгорела колоннада, полностью утрачена гипсовая скульптура и сильно повреждены камины. Зал воссоздан в 1967 году в соответствии с разработанной Н.И.Громовой методикой научной реставрации на базе научно-исследовательских работ и довоенных обмеров. Проекты реставрации выполнены Ф.Олейником (архитектурные конструкции) и С.Поповой-Гунич совместно с В.Можанской (архитектурная отделка). Работу по воссозданию колонн выполняли мастера П.Никаноров и П.Лызик. Лепка воссоздана лепщиком И.Калугиным по подлинным фрагментам и моделям, выполненным Н.Релкиной. Живописный плафон выполнен художником А.Трескиным. Резьба дверей – резчиком В.Полякиным.
Греческий зал на плане этажа
- Египетский вестибюль
- Ковровый кабинет
- Второй проходной кабинет
- Парадная лестница
- Зал войны
- Картинная галерея
- Верхний вестибюль
- Греческий зал
- Третий проходной кабинет
- Итальянский зал
- Зал мира
- Тронный зал
- Камердинерская Павла I
- Библиотека императрицы Марии Федоровны
- Буфетная
- Туалетная императора Павла I
- Будуар
- Оркестровая комната
- Кабинет Росси
- Парадная спальня
- Кавалерский зал
- Библиотека Росси
- Туалетная Марии Федоровны
- Кавалергардская
- Малый кабинет императора Павла I
- Фрейлинская
- Передняя (Турецкая)
- Парадная библиотека императора Павла I
- Первый проходной кабинет
- Дворцовая Церковь
Назад