Живопись
Коллекция живописи музея не велика по объему, около 1500 музейных единиц, но она представляет большой историко-художественный интерес, так как ее формирование связано с возникновением Павловска и его первыми владельцами. Начало коллекции было положено во время путешествия великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны в Европу в 1781-1782 годах под именем графа и графини Северных. Став императорской резиденцией, Павловск пополнился рядом живописных произведений из собрания Екатерины II. Причем большая часть произведений живописи украсила новый парадный зал - Картинную галерею.
При вдовствующей императрице Марии Федоровне продолжалось приобретение произведений живописи, и в 1806 году был составлен первый каталог, а картины получили свои номера. В 1827-1828 годах незадолго до смерти Марии Федоровны хранитель и реставратор картин Павел Меттенлейтер, сын Якоба Меттенлейтера, придворного художника Павла I, написал рукописный каталог, куда вошло чуть более 500 картин. В 1848 году конференц-секретарем Академии художеств Василием Григоровичем был составлен подробный рукописный каталог произведений живописи Павловского дворца. Новый рукописный каталог был составлен в 1925 году В.П. Зубовым в тот период, когда Павловский дворец после Октябрьской революции стал государственным музеем.
В 1930-х годах часть картин была передана в Эрмитаж, а часть коллекции была отобрана для продажи за границу. Коллекция значительно поредела и изменилась в своем составе, что и нашло отражение в генеральной инвентаризации 1938 года. В 1941 году значительная часть живописной коллекции была эвакуирована, и после возрождения Павловского дворца-музея картины вернулись на свои исторические места. После слияния Центрального хранилища музейных фондов с Павловским дворцом-музеем в музей были переданы картины, которые восполнили утраты, понесенные музеем в 1920-1940-х годах.
В настоящее время коллекция живописи Павловского дворца-музея включает произведения западноевропейских мастеров XVI-XIX веков: австрийская живопись, английская живопись, голландская живопись, датская живопись, испанская живопись, итальянская живопись, немецкая живопись, фламандская живопись, французская живопись и др. Особый интерес представляет русская школа живописи, главным образом портретная и пейзажная живопись XVIII- первой половины XIX века.