Итальянская живопись
Итальянская живопись в собрании Павловского дворца занимает значительное место и представляет большой интерес с точки зрения истории изучения коллекционирования в России, так как отражает вкусы собирателей конца XVIII - начала XIX века, и, прежде всего, первых владельцев Павловска.
В коллекции представлены картины различных итальянских школ XVI, XVII и XVIII веков. Особенно популярными у коллекционеров XVIII века были болонские академисты, о чем свидетельствует подбор картин в убранстве кабинета «Фонарик». Одно из важных звеньев в экспозиции картин занимает «Явление Мадонны с младенцем святому Алексею», которая была приобретена в подарок матери Марии Федоровне великим князем Михаилом Павловичем в 1819 году в Неаполе как работа знаменитого Аннибале Каррачи. В настоящее время считается, что картина вышла из близкого окружения А. Каррачи (1560-1609), который являлся главой Болонской академии и основателем целого направления в искусстве XVII века.
Еще один образец болонского академизма - «Отдых на пути в Египет» Франческо Альбани (1578-1660) также был привезен Марии Федоровне Михаилом Павловичем из Италии. Святое семейство представлено среди величественного идеализированного пейзажа.
Одним из самых значительных последователей и учеников был Гвидо Рени (1575-1642), который представлен здесь же двумя работами - «Архангел Гавриил» и «Мадонна», образующими сцену Благовещения. Это редкий ансамбль в творчестве художника, написанный в мягком серебристом колорите. Идеализированные лица исполнены духовной красоты. Картины были подарены Николаем I матери в 1827 году. (Следует отметить, что центральный плафон Картинной галереи является копией с плафона «Аврора» в Палаццо Роспильози в Риме работы Г. Рени).
В «Фонарике» находится приобретенная Марией Федоровной во время путешествия картина «Святое семейство» Бартоломео Скедоне (1576-1615), на которого также оказало воздействие искусства А. Карраччи. Среди коллекционеров XVIII века большой популярностью пользовались работы художников Дольчи и Сальви. Флорентийский художник Карло Дольчи (1616-1686) вдохновлялся искусством маньеристов, в частности Бронзино. В кабинете «Фонарик» находится картина Дольчи: «Кающаяся Мария Магдалина», приобретенная самой хозяйкой Павловска, другая картина - «Святой Себастьян» - представлена в копии XVIII века. Оба произведения написаны гладко, локальными красками, святые отличаются подчеркнуто красивыми лицами. Джованни Батиста Сальви, прозванный Сассоферрато (1609-1685), работал в Риме и вдохновлялся произведениями художников Возрождения Перуджино и Рафаэля. В кабинете «Фонарик» представлены две небольшие картины: «Мадонна с младенцем» и «Молящаяся Мадонна», которые являются копиями с Сассоферато и были приобретены из-за необычайной популярности художника, работы которого очень хотелось иметь в коллекции.
Этот подбор картин, где главным персонажем является мадонна, говорит об особых пристрастиях Марии Федоровны. Центральное место в Кабинете «Фонарик» отведено «Мадонне с младенцем и Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино (1503-1572), одного из ярких представителей маньеризма XVI века. Это один из главных шедевров живописи в коллекции музея. Произведения художников этого круга не пользовались популярностью у коллекционеров в XVIII веке. Эта картина была приобретена Марией Федоровной в 1804 году благодаря президенту Академии художеств графу Александру Сергеевичу Строганову, у которого в коллекции было подобное произведение Бронзино (в настоящее время - в ГМИИ, Москва). В коллекции музея имеется еще одно произведение XVI века - «Мадонна с младенцем, св. Екатериной и Иоанном Крестителем» работы неизвестного художника, который примыкал к кругу последователей Рафаэля.
Когда в 1797 году создается новый парадный зал - Картинная галерея - император Павел I отбирает в Императорском Эрмитаже ряд больших сюжетных композиций Понцоне и Турки. Полотно Матео Понцоне (1583-после 1663) «Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем» по своим художественным достоинствам еще тяготеет к традициям эпохи Возрождения. Однако при всей уравновешенности композиции и спокойствии персонажей, фон картины с грозовым небом создает настроение драматизма. Нарядные картины Алессандро Турки (1578-1649) «Вакх и Ариадна» и «Пан и нимфа Сиринга» тяготеют к принципам болонской школы.
Интерес представляет большое полотно школы Гверчино «Отречение Петра», где драматизм происходящего подчеркивается контрастами света и тени. (Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (1591-1666). Следует упомянуть мастера Карло Франческо Нуволоне (1608-1665), который сформировался под влиянием творчества Гвидо Рени. Его небольшая работа «Кефал и Прокрида» на сюжет из «Метаморфоз» Овидия находится в Желтой гостиной на экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века».
Неким особняком в коллекции итальянской живописи стоит картина миланского художника Франческо дель Кайро (1598-1674) «Святой Франциск Ассизский», отличающаяся несколько сумрачным колоритом, более свойственным испанской школе живописи (Картинная галерея). Итальянский пейзаж XVII века представлен архитектурным «Пейзажем с руинами» Вивиано Кодацци (1604-1672), который любил варьировать мотив полуразрушенного портика и аркады, тщательно прорисовывая архитектурные детали (Картинная галерея).
К эпохе барокко можно отнести картину «Венера и Амур» Пьетро Либери (1614-1687) и произведение его ученика Николо Бамбини (1651-1736) «Юпитер, Юнона и Ио». Черты переходного стиля от барокко к рококо несет на себе большое декоративное полотно художника неаполитанской школы Паоло де Маттейса (1662-1728) «Аполлон и Галатея» (1713 г., Картинная галерея). Она отличается перегруженностью композиции и пестротой колорита. Среди произведений итальянской живописи XVIII века особое место в коллекции занимают венецианские ведуты, которые входят в убранство интерьера Биллиардной. В XVIII веке этот жанр был очень популярен, и огромный спрос на них вызвал поток подражаний и копий с картин таких ведущих мастеров как Каналетто и Мариески. «Вид на Большой канал к мосту Риальто» и «Площадь святого Марка в сторону церкви Сан Джиминьяно» выполнены учеником и последователем Каналетто, его племянником Бернардо Беллотто (1720-1780), который хорошо владел манерой своего учителя. «Вид на церковь Сан Джеремия» и «Вид на церковь Санта Мария дела Салюте» атрибутированы в настоящее время кисти известного пейзажиста Франческо Гварди (1712-1793). Это его ранние работы, выполненные по гравюрам Мариески. Другие виды серии, отличающиеся мастерством исполнения и яркой декоративностью, восходят к композициям Каналетто и выполнены его последователями.
Одним из ярких художников XVIII века, работавших в жанре архитектурного каприччио с руинами, являлся член Академии св. Луки и Королевской академии в Париже Джованни-Паоло Паннини (1691/92-1765), представленный в коллекции картиной «Вид Колизея и арки Константина в Риме». Художник Доменико Роберти (1642-1707) писал руины в духе Паннини. Среди пейзажистов следует отметить работы Андреа Локателли (1695-после1749) и Франческо Дзукарелли (1702-1788), создателя идиллических пейзажей.
Самый большой мастер XVIII века, представленный в коллекции музея - Помпео Джираламо Батони (1708-1787). Его работа «Блудный сын» (Картинная галерея) свидетельствует о канонах того времени следовать строгой простоте античного искусства. Две другие работы художника являются копиями с Корреджо. Имеются также произведения малозначительных художников XVIII века: Дж. Ногари «Старуха с очками», а также «Мадонна с младенцем» последователя Дж.-Д. Тьеполо. Последняя находится в Кабинете «Фонарик».
В XIX веке итальянская школа живописи теряет свое ведущее значение в Европе. В экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века» представлены городские пейзажи Флоренции Лоренцо Альяни (1825-1862) и «Любители рисунка» П. Джилярди (1837-1905), происходящие из императорских коллекций.