Быть может Вы ищете:

Во всем советуйся с гением места

Интервью газете «Вечерний Санкт-Петербург» No 38 (668) 19 апреля 2021

Пригородные музеи готовятся к новому туристическому сезону. О том, как живет любимый многими петербуржцами Павловск, мы сегодня беседуем с директором музея-заповедника Верой Дементьевой.

О ФЕДЕРАЛЬНОМ СТАТУСЕ

– Вера Анатольевна, почти год назад «Павловск» перешел в федеральное подчинение. Что изменилось в жизни музея за это время?

– Действительно, изме­нилось многое. В этом году «Павловск» активно участвует в одиннадцати выставочных проектах, которые намечено прове­сти в различных городах нашей страны и за рубежом. География обширна: от Изборска и Мо­сквы до Лондона и Милана. Так, в лондонский Музей Виктории и Альберта на международную выставку Фаберже «Павловск» посылает несколько шедевров из своей коллекции. В Милане готовится выставка под назва­нием «Гранд­тур». Гранд­тур – феноменальное явление в куль­туре XVIII века: вся культурная элита обязана была совершить путешествие по Италии в обра­зовательных целях для знаком­ства с античностью. Посетите­лям выставки мы предметно расскажем об истории нашего музейного собрания, основу ко­торого заложили первые хозяе­ва Павловска – Павел Петрович и его супруга Мария Федоров­на. Во время своего Гранд­тура по Европе в 1781 – 1782 годах они приобретали или получали в дар произведения искусства высочайшего художественного уровня.

Очень важным для нас ста­ло сотрудничество с музеем-заповедником «Царское Село». После долгожданной реставра­ции в этом году открываются интерьеры Александровского дворца, связанные с жизнью семьи последнего российско­го императора. При поддержке Союза музеев России, его гла­вы Михаила Пиотровского мы передаем на длительное вре­менное хранение в Александ­ровский дворец 166 предметов. Полагаю, это хороший пример решения непростых вопросов.

– Увеличилось ли финансирование музея?

– Министерство культуры помогло смягчить наш переход из городского в федеральное подчинение, который пришелся на разгар противопандемийных ограничений, когда городские субсидии прекратились, а наши собственные заработки упали. Сейчас музей­-заповедник обес­печен финансированием на вы­полнение государственного за­дания – это прежде всего оклады сотрудников, обеспечение без­опасности, текущие ремонты, выставочная деятельность и обязательные платежи. К сожа­лению, пока не решен вопрос финансирования капитального ремонта, и начатые в прошлом году работы приостановлены.

Летом мы непременно про­ведем любимые многими петер­буржцами «Сиреневый проме­над», «Полдень под липами» и «Императорский букет». На эти цели направим самостоятельно заработанные средства. Неко­торый запас мы сформировали благодаря рекордной посещае­мости Павловска в первом квар­тале этого года, даже без тури­стического потока. С января по март нас посетили 225 814 чело­век! Мы вышли на пятое место по этому показателю среди му­зеев России. Хочу сказать боль­шое спасибо петербуржцам, ко­торые не оставили музей один на один с пандемийным уныни­ем. И прежде всего тем, для кого традиционные прогулки в Пав­ловске стали частью культурной идентичности. Кстати, знаете, где утолить весеннюю хандру? Конечно же, в Павловске.

О НОВЫХ ПРОЕКТАХ

– Что самое интересное сейчас происходит в Павловске?

– Пока парк просыпается от зимней спячки, мы предлагаем нашим гостям посетить выстав­ку «Искусство роскоши», кото­рая открыта в Колонном зале Павловского дворца. Это наш первый и, безусловно, очень интересный опыт сотрудниче­ства с Ассоциацией современ­ных художников декоративно-­прикладного искусства России. Мастера представили свои ра­боты в разнообразных направ­лениях – ювелирные изделия, фарфор, интерьерная скульп­тура, вышивки, эмальерные работы, в том числе витражная эмаль, резьба по камню и кости, мебель. Выставка подтверждает, что традиции мастерства не по­теряны, и современным худож­никам под силу создавать про­изведения искусства, достойные музейных залов.

В этом году в Павловске мы отмечаем два юбилея: 275 лет со дня рождения Чарлза Камерона, главного создателя дворцово­паркового ансамбля, и 200-­летие Библиотеки Росси. Мы покажем посетителям ав­торские рисунки Камерона и чертежи из нашего собрания. Напомню: эта бесценная гра­фика была эвакуирована пер­вым эшелоном и в годы войны находилась в Новосибирске. Подлинные авторские чертежи дают уникальную возможность сохранять аутентичность ин­терьеров дворца и парковых ландшафтов, то есть во всем советоваться с гением места. В Павловске один из главных гениев места – Камерон. Его шедевр – ансамбль Краснодолин­ного района парка – еще ждет своего полного возрождения.

Библиотека Росси – один из лучших интерьеров европейских дворцовых библиотек. Посети­тели впервые увидят раритеты нашего книжного собрания. Начало ему положила походная библиотека Екатерины II, пода­ренная императрицей своему сыну. Напомним и о печальной странице в истории: из 16 767 по­хищенных оккупантами томов после войны из Австрии удалось вернуть лишь 12 237. За послед­ние годы мы вернули 176 под­линных книг из исторической коллекции. Поиск продолжается.

О РЕСТАВРАЦИИ

– В Петербурге вас знают не только как директора «Павловска», но и как специалиста в области реставрации с большим практическим опытом. Назовите, пожалуйста, главные проблемы реставрационной отрасли...

– Главная проблема – ка­дры, кадры и еще раз кадры. Даже Петербург и Москва испытывают дефицит квали­фицированных специалистов в области реставрации и ее проектирования, не говоря о регионах.

Общеизвестны реставра­ционные скандалы. Уголов­ные дела ускорили крушение двух компаний – реставраци­онных гигантов. В погоне за выгодными контрактами эти фирмы переориентировались на региональные заказы, где организовали работу вахтен­ным методом. В реставрации такой подход не работает, ка­чество падает фатально. Будучи председателем КГИОП, я всегда утверждала, что реставрация – это местные кадры и местные материалы. Так должно быть в каждом ре­гионе страны. Особо отмечу: реставрация – очень привлека­тельный бизнес. И существует он в основном за счет государ­ственного финансирования. После оглушительных рестав­рационных скандалов власть просто была обязана принять управленческие решения. На­деюсь, это к лучшему.

– Какие объекты в Север-ной столице требуют перво-очередного внимания?

– Жизненно необходимо сдвинуть с мертвой точки круп­ные проекты, которые активно начинались еще лет десять на­зад – это Апраксин двор, район Конюшенных улиц с центром в Конюшенном ведомстве, Почто­вый квартал, Тучков буян. Пока удалось реализовать лишь один такой проект: преображенная Новая Голландия уже стала ме­стом силы, притягивающим сотни петербуржцев и гостей города.

Отрадно, что возрождается фасадная программа, и ее опе­ратором, как и прежде, станет КГИОП, а не Фонд капитально­го строительства, у которого не хватает ни средств, ни кадров для качественной реставрации зданий-памятников.

У петербургской школы ре­ставрации есть замечательная способность возрождаться, как только государственный заказ­чик ставит перед специалиста­ми новые масштабные задачи.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024