Во всем советуйся с гением места
Интервью газете «Вечерний Санкт-Петербург» No 38 (668) 19 апреля 2021
Пригородные музеи готовятся к новому туристическому сезону. О том, как живет любимый многими петербуржцами Павловск, мы сегодня беседуем с директором музея-заповедника Верой Дементьевой.
О ФЕДЕРАЛЬНОМ СТАТУСЕ
– Вера Анатольевна, почти год назад «Павловск» перешел в федеральное подчинение. Что изменилось в жизни музея за это время?
– Действительно, изменилось многое. В этом году «Павловск» активно участвует в одиннадцати выставочных проектах, которые намечено провести в различных городах нашей страны и за рубежом. География обширна: от Изборска и Москвы до Лондона и Милана. Так, в лондонский Музей Виктории и Альберта на международную выставку Фаберже «Павловск» посылает несколько шедевров из своей коллекции. В Милане готовится выставка под названием «Грандтур». Грандтур – феноменальное явление в культуре XVIII века: вся культурная элита обязана была совершить путешествие по Италии в образовательных целях для знакомства с античностью. Посетителям выставки мы предметно расскажем об истории нашего музейного собрания, основу которого заложили первые хозяева Павловска – Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна. Во время своего Грандтура по Европе в 1781 – 1782 годах они приобретали или получали в дар произведения искусства высочайшего художественного уровня.
Очень важным для нас стало сотрудничество с музеем-заповедником «Царское Село». После долгожданной реставрации в этом году открываются интерьеры Александровского дворца, связанные с жизнью семьи последнего российского императора. При поддержке Союза музеев России, его главы Михаила Пиотровского мы передаем на длительное временное хранение в Александровский дворец 166 предметов. Полагаю, это хороший пример решения непростых вопросов.
– Увеличилось ли финансирование музея?
– Министерство культуры помогло смягчить наш переход из городского в федеральное подчинение, который пришелся на разгар противопандемийных ограничений, когда городские субсидии прекратились, а наши собственные заработки упали. Сейчас музей-заповедник обеспечен финансированием на выполнение государственного задания – это прежде всего оклады сотрудников, обеспечение безопасности, текущие ремонты, выставочная деятельность и обязательные платежи. К сожалению, пока не решен вопрос финансирования капитального ремонта, и начатые в прошлом году работы приостановлены.
Летом мы непременно проведем любимые многими петербуржцами «Сиреневый променад», «Полдень под липами» и «Императорский букет». На эти цели направим самостоятельно заработанные средства. Некоторый запас мы сформировали благодаря рекордной посещаемости Павловска в первом квартале этого года, даже без туристического потока. С января по март нас посетили 225 814 человек! Мы вышли на пятое место по этому показателю среди музеев России. Хочу сказать большое спасибо петербуржцам, которые не оставили музей один на один с пандемийным унынием. И прежде всего тем, для кого традиционные прогулки в Павловске стали частью культурной идентичности. Кстати, знаете, где утолить весеннюю хандру? Конечно же, в Павловске.
О НОВЫХ ПРОЕКТАХ
– Что самое интересное сейчас происходит в Павловске?
– Пока парк просыпается от зимней спячки, мы предлагаем нашим гостям посетить выставку «Искусство роскоши», которая открыта в Колонном зале Павловского дворца. Это наш первый и, безусловно, очень интересный опыт сотрудничества с Ассоциацией современных художников декоративно-прикладного искусства России. Мастера представили свои работы в разнообразных направлениях – ювелирные изделия, фарфор, интерьерная скульптура, вышивки, эмальерные работы, в том числе витражная эмаль, резьба по камню и кости, мебель. Выставка подтверждает, что традиции мастерства не потеряны, и современным художникам под силу создавать произведения искусства, достойные музейных залов.
В этом году в Павловске мы отмечаем два юбилея: 275 лет со дня рождения Чарлза Камерона, главного создателя дворцовопаркового ансамбля, и 200-летие Библиотеки Росси. Мы покажем посетителям авторские рисунки Камерона и чертежи из нашего собрания. Напомню: эта бесценная графика была эвакуирована первым эшелоном и в годы войны находилась в Новосибирске. Подлинные авторские чертежи дают уникальную возможность сохранять аутентичность интерьеров дворца и парковых ландшафтов, то есть во всем советоваться с гением места. В Павловске один из главных гениев места – Камерон. Его шедевр – ансамбль Краснодолинного района парка – еще ждет своего полного возрождения.
Библиотека Росси – один из лучших интерьеров европейских дворцовых библиотек. Посетители впервые увидят раритеты нашего книжного собрания. Начало ему положила походная библиотека Екатерины II, подаренная императрицей своему сыну. Напомним и о печальной странице в истории: из 16 767 похищенных оккупантами томов после войны из Австрии удалось вернуть лишь 12 237. За последние годы мы вернули 176 подлинных книг из исторической коллекции. Поиск продолжается.
О РЕСТАВРАЦИИ
– В Петербурге вас знают не только как директора «Павловска», но и как специалиста в области реставрации с большим практическим опытом. Назовите, пожалуйста, главные проблемы реставрационной отрасли...
– Главная проблема – кадры, кадры и еще раз кадры. Даже Петербург и Москва испытывают дефицит квалифицированных специалистов в области реставрации и ее проектирования, не говоря о регионах.
Общеизвестны реставрационные скандалы. Уголовные дела ускорили крушение двух компаний – реставрационных гигантов. В погоне за выгодными контрактами эти фирмы переориентировались на региональные заказы, где организовали работу вахтенным методом. В реставрации такой подход не работает, качество падает фатально. Будучи председателем КГИОП, я всегда утверждала, что реставрация – это местные кадры и местные материалы. Так должно быть в каждом регионе страны. Особо отмечу: реставрация – очень привлекательный бизнес. И существует он в основном за счет государственного финансирования. После оглушительных реставрационных скандалов власть просто была обязана принять управленческие решения. Надеюсь, это к лучшему.
– Какие объекты в Север-ной столице требуют перво-очередного внимания?
– Жизненно необходимо сдвинуть с мертвой точки крупные проекты, которые активно начинались еще лет десять назад – это Апраксин двор, район Конюшенных улиц с центром в Конюшенном ведомстве, Почтовый квартал, Тучков буян. Пока удалось реализовать лишь один такой проект: преображенная Новая Голландия уже стала местом силы, притягивающим сотни петербуржцев и гостей города.
Отрадно, что возрождается фасадная программа, и ее оператором, как и прежде, станет КГИОП, а не Фонд капитального строительства, у которого не хватает ни средств, ни кадров для качественной реставрации зданий-памятников.
У петербургской школы реставрации есть замечательная способность возрождаться, как только государственный заказчик ставит перед специалистами новые масштабные задачи.