20 августа — день рождения Винченцо Бренны (1741–1818/20)
Винченцо Бренна — итальянский архитектор и художник-декоратор родился в 1741 году в Риме. Его учителями стали архитектор Паоло Пози и художник Стефано Поцци. В 26 лет Бренна занялся изучением и рисованием римских древностей, принимал участие в фиксации росписей Терм Тита. В 1776–1777 годах Людовико Мирри издал их в виде альбома гравюр. Позднее Бренна выполнял обмеры античных памятников Рима для польского аристократа С. Потоцкого. В Риме Бренна познакомился с Дж. Кваренги и Ч. Камероном — архитекторами, с которыми позднее встретился в России.
В 1780–1783 Бренна работал в Польше, где выполнил отделку дворца А. Чарторыйского в Наталине. В 1782 он был представлен путешествующим по Европе цесаревичу Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I) и великой княгине Марии Федоровне. По их приглашению в январе 1785 года зодчий прибыл в Россию, стал помощником Ч. Камерона в Павловске, а затем архитектором малого двора. После воцарения Павла I Бренна получил должность главного придворного архитектора. Его стиль сочетал в себе сдержанность классицизма и эффектность барокко, он был отличным декоратором и умело воплощал желания высочайшего заказчика.
Самой известной и последней его работой в Петербурге стал Михайловский замок. Вскоре после смерти императора Павла I, в 1802 году, он навсегда покинул Россию, взяв с собой для продолжения обучения своего ученика Карла Росси.
Особое место в творчестве Винченцо Бренны занимает Павловск. Ко времени его приезда в Россию в Павловске шли работы по отделке Большого каменного дворца, спроектированного Ч. Камероном. Сначала В. Бренна занялся росписями интерьеров, а в скором времени стал главным архитектором и завершил начатую Ч. Камероном декоративную отделку залов 1-го и 2-го этажей дворца, в том числе Греческого зала.
Бренна построил недалеко от дворца деревянный театр (1793–1794), на реке, при летней купальне, павильон для отдыха — Пиль-башню (1795), устроил на берегах Славянки площадку для представлений: каменный и земляной Амфитеатры (1793). Завершил оформление Мариентальского пруда: возвел на берегу деревянный Трельяж (1792–1793) со спускающейся к воде лестницей и крепость Бип (1795-1798), создав один из знаменитых пейзажных видов Павловска.
С вступлением Павла I на престол в 1796 году Павловск должен был стать императорской резиденцией. По распоряжению императора Бренна расширил и преобразил дворец (1797 — 1799): надстроил камероновские галереи и перестроил боковые прямоугольные флигели, к ним присоединил полуциркульные корпуса. К южному прямоугольному флигелю пристроил церковный корпус. На новых площадях Бренна разместил большие залы для приемов: Картинную галерею, Тронный и Кавалерский залы и дворцовую церковь. Также по проекту Бренны построили деревянные дворцовые кухни (1797), Александровский (1797) и Константиновский дворцы (1797).
Около дворца Бренна разбил партер — Большие круги с двумя скульптурами в центре и соорудил Большую каменную лестницу — спуск в Долину реки Славянки. Вдоль правого берега Славянки он создал два новых района парка– Старую Сильвию (1795) и Новую Сильвию (1800). Старая Сильвия богато украшенная бронзовой скульптурой, более известная под названием «Двенадцать дорожек», стала одной из достопримечательностей Павловского парка.
Как художник и архитектор, работающий при дворе, Бренна выполнял проекты мебели и настольных украшений, детали для которых Мария Федоровна вытачивала из кости и янтаря. Эти предметы по сей день украшают дворцовые интерьеры. В фондах музея хранятся чертежи и рисунки, исполненные им для Павловска.
Деревянные дворцы и павильоны, созданные архитектором, исчезли, но сохранившегося хватит, чтобы имя Винченцо Бренны не было забыто.