Быть может Вы ищете:

27 мая – день рождения А.М. Кучумова

27 мая день рождения Анатолия Михайловича Кучумова – легендарного хранителя Павловского дворца.

Анатолий Михайлович – профессионал с мировым именем. Родился в крестьянской семье 27 мая 1912 года в селе Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии. Отец хотел, чтобы он учился, и отправил сына в школу в Мологу. Жил он у тётки, которая работала в местном музее. Директором музея был выпускник Петербургской академии художеств В. В. Цицын, который первым приобщил юношу к искусству. Вместе с ним Анатолий ходил по окрестностям, собирая для крошечного местного музея старинные вещи из заброшенных усадеб и церквей. Так с детства в Кучумове зарождался будущий музейщик. По окончании школы в 1930-е годы Анатолий Кучумов приехал в Ленинград.

Учился он в Школе фабрично-заводского ученичества и одновременно состоял слушателем курсов семинара по истории искусств для молодых рабочих при Государственном Эрмитаже. Слушателям этих курсов разрешалось заниматься в библиотеке Эрмитажа, чем очень часто пользовался молодой Кучумов и бывал там до самого закрытия. Когда было признано, что по состоянию здоровья он не может работать в химической промышленности, путь для него стал ясен – в музей. Он поступил на работу в дирекцию Детскосельских и Павловского дворцов-музеев и начал работать в 1932 году инвентаризатором. Старший инвентаризатор – должность, казалось бы, не строго научная, но всё же это не на складе, а в музее учитывать. А учитывать – значит видеть и запоминать каждый предмет во всех деталях и подробностях. Так появляется опыт, практическое знание вещей. Проработал тогда Кучумов в Павловске четыре месяца и был переведён на должность научно-технического сотрудника в Екатерининский дворец-музей. К этому времени он закончил курсы музейных работников Управления дворцов и парков Ленсовета, а ещё через два года курсы повышения квалификации музейных работников пригородных дворцов-музеев. В ноябре 1937 года назначен хранителем Александровского дворца и парка, а в марте 1938 – заведующим.

Там его застанет война. Она не пощадит музеи, став страшной катастрофой для всех пригородных дворцов Ленинграда. Эвакуация коллекций целиком была невозможна, приходилось вывозить лишь самые ценные предметы и те, которые могли служить образцами при восстановлении убранства. Эту сложнейшую работу Анатолий Михайлович Кучумов проводит в Александровском дворце, но не успевает завершить, так как получает задание сопровождать первый эшелон вывозимых из Ленинграда произведений искусства. Сокровища музеев находят пристанище сначала в Горьком, а потом в Новосибирске, в новом здании только что построенного театра. Директором этого музея, хранилища ленинградских дворцов, и был назначен в январе 1942 года Анатолий Михайлович, а в помощники ему определили ещё трёх коллег.

В Ленинград Анатолий Михайлович вернулся весной 1944 года и возглавил Отдел музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета. Вскоре он был командирован в Эстонию, Латвию и Восточную Пруссию для розыска похищенных фашистами предметов. Ещё ранее, работая во дворцах Пушкина и Павловска, Кучумов обнаружил феноменальную зрительную память, безошибочно узнавая каждый предмет и место, где он находился. Это качество было незаменимо в поисках.

Сотрудница музеев Петродворца Марина Александровна Тихомирова вспоминала: «Нам “пригородникам”, ещё раз повезло: в нашей среде работал Анатолий Михайлович Кучумов – человек удивительного дарования и настоящей, живой любви к произведениям искусства. Каждый из нас хорошо и конкретно знал свой дворец, а остальные тоже знали, но не столь подробно. Он же знал все дворцы, так что работая в Пушкине, мог детально рассказать, какие предметы, какого происхождения стоят, например, в каждой комнате Гатчинского дворца. Со временем Анатолий Михайлович углублял свои знания, развивался в полную силу его удивительный дар. Во время его возвращения в Ленинград в 1944 году он особенно всех нас изумил, так как, заведуя сектором музеев в Управлении по делам искусств, успевал помогать буквально всем пригородам в предварительном комплектовании будущего внутреннего убранства дворцов, ещё находившихся в руинах. Тогда мы особенно оценили его необычайные знания: ведь он мог наизусть, полузакрыв глаза, перечислить предметы внутреннего убранства любой комнаты любого из наших дворцов и сказать, что сохранилось, а чему следует искать замену. Если у каждого из нас был “свой” дворец, то у него, где бы он ни работал, они были все “своими”. И сейчас нет ни одного пригородного музея, где не было бы произведений искусства, найденных или спасённых Кучумовым». Не только все деревни в ленинградских окрестностях, особенно те, в которых размещались немецкие штабы, но и города Прибалтики, куда привозили мебель и утварь из дворцов, картины и книги – маршруты его командировок. В Рижском замке были обнаружены фототеки Павловского и Гатчинского дворцов-музеев, представляющие тысячи негативов, снятых в 1920–1940-х годах, что позволило с максимальной достоверностью реставрировать дворцы.

В октябре 1945 года А. М. Кучумов был утвержден в должности директора Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев, которое было первоначально размещено в Александровском дворце. Осенью 1947 года состоялась очередная командировка, на этот раз в Германию на розыски ценностей из музеев. Были найдены и возвращены экспонаты Керченского археологического музея, Днепропетровского и Псковского музеев, иконостас и убранство Новгородского Софийского собора. Благодаря Кучумову в пригородные дворцы вернулось 6682 музейных предмета, в том числе в Екатерининский дворец – 575 предметов, в Александровский – 1542 предмета, в Павловский дворец – 421, в Гатчину – 3893 и в петергофские дворцы – 251 предмет. Это только цифры, но какие, почти приключенческие истории связаны с находкой знаменитых паркетов из Лионского зала и Зеркального кабинета Екатерининского дворца, обнаруженных в действующем элеваторе в Германии под кучами зерна. Великолепные бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры работы Ф. Гордеева, некогда украшавшие Камеронову галерею в Царском Селе, были найдены во дворе медеплавильного завода в городе Халле. Тщательно собирались не только целые предметы, но и фрагменты, детали. Замки и шпингалеты дверей Лионского зала, цветные изразцы разбитых печей Екатерининского дворца – всё представляло интерес, так как уверенность в том, что дворцы будут восстановлены, не покидала Анатолия Михайловича.

Множество предметов убранства Екатерининского дворца Кучумов обнаружил в Кенигсберге и его замках. В Риге он нашёл более четырёхсот портретов, в основном из Гатчинского дворца-музея. Вагонами произведения искусства возвращались в Ленинград, Псков, Новгород, Киев, Минск, но не было главной ценности – Янтарной комнаты Екатерининского дворца. Её поисками А. М. Кучумов занимался многие месяцы, искал Янтарную комнату в Кенигсберге и его окрестностях, в Германии, расспрашивал тех, кто имел хоть какие-нибудь сведения о её судьбе, – всё безуспешно. В поисках помогала логика, анализ известных фактов и надежда. Свидетельством того, что надежда не умерла, стала одна из последних книг А. М. Кучумова в соавторстве с М. Г. Вороновым «Янтарная комната», написанная и изданная в 1989 году.

В 1951 году Кучумов перешёл в музей А. В. Суворова, где стал главным хранителем, а в 1955 году он вернулся в Центральное хранилище. В 1956 году в связи с реорганизацией Центрального хранилища и его слиянием с Павловским дворцом-музеем А. М. Кучумов становится его главным хранителем. Результатом его работы в Павловске является прежде всего воссоздание исторических интерьеров Павловского дворца, а принцип реставрации стал основополагающим для всех дворцов, истинной школой российской реставрации. Первые семь залов открылись в Павловске в 1957-1958 годах.

Это было особенное событие – в Павловском дворце впервые после военных разрушений вновь действовала экспозиция музея. Конечно, существовали фотографии, да и память сохранила многое, но были безвозвратно утрачены сотни предметов. Им необходимо было найти замену, но так, чтобы возродить былую атмосферу дворца. Анатолий Михайлович с коллегами блестяще справился с этой задачей. Десять лет понадобилось для восстановления архитектурного объёма дворца, но ещё столько же для того, чтобы в 1970 году почти все залы приняли посетителей. Убранство интерьеров было осуществлено под научным руководством А. М. Кучумова. Он был знатоком декоративно-прикладного искусства, истинным «вещеведом». Безошибочно вспоминал, где и когда видел то или иное произведение, либо называл аналогичные вещи из других музеев, что часто позволяло пролить свет на происхождение музейного предмета.

В 1959 году по его смелой для того времени идее и при его руководстве на третьем этаже Павловского дворца в соавторстве с И. М. Гуревичем была открыта выставка «Костюм и портрет XVIII-XIX веков». Это была первая выставка в СССР, посвящённая дворянскому быту как культурно-историческому явлению. Огромный опыт музейной работы, накопленные знания воплотились в книги и научные статьи. Давно уже стал библиографической редкостью альбом «Павловск. Дворец и парк» 1976 года. За несколько месяцев в больнице, где он лежал с инфарктом, Кучумов составил тематико-экспозиционный план великолепной выставки – «Русский жилой интерьер XIX века». Более двух тысяч предметов, расположенных в семнадцати залах, дают удивительную картину развития декоративного убранства русских дворцов и усадеб. На основе материалов этой выставки в 1977 году издан альбом «Убранство русского жилого интерьера XIX века». Энциклопедией представляется книга «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – начала XIX века». Его путеводитель по Павловску был многократно издан в Лениздате и до сих пор пользуется особой популярностью. Что касается его рукописных статей, имеющих большую научную ценность, они впервые были опубликованы уже посмертно коллегами по Павловскому дворцу: «А. М. Кучумов. Статьи. Воспоминания. Письма», – издано в Санкт-Петербурге в 2004 году.

В 1970 годы у общественности Ленинграда и сотрудников Эрмитажа возникла идея присудить Кучумову почётное звание доктора искусствоведения. Были собраны все документы и подписи авторитетных учёных и отправлены в Москву в ВАК, но советские бюрократы отказали. Памяти А. М. Кучумова в Павловске регулярно проходят научные конференции. Анатолию Михайловичу присвоили звание заслуженного работника культуры России, он был удостоен высшей в Советском Союзе премии – Ленинской – за создание экспозиции Павловского дворца. В июне 1993 года Анатолий Михайлович стал почётным гражданином Павловска, в его честь была названа улица в этом городе. Эти награды и звания увенчали достойный труд подвижника, для которого сохранение великого культурного наследия России было главным делом жизни.

Автор статьи: Алексей Николаевич Гузанов — заместитель директора по учёту и хранению музейных предметов Государственного музея-заповедника «Павловск».


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024