Реставрация ковра из Общего кабинета Павловского дворца
Художественные ткани, к которым относятся ковры, гобелены, занавеси и драпировки окон, обивки мебели и стен, являются важной частью убранства дворцовых интерьеров, создавая эффектный фон для произведений живописи, изделий из фарфора, хрусталя, мрамора и золоченой бронзы. Однако по сравнению с другими предметами обстановки ткани наименее долговечны. Они выцветают под воздействием света, теряют яркость красок от оседающей на них пыли, постепенно утрачивают эластичность от колебаний температуры и влажности, повреждаются насекомыми. Обветшавшие же ткани существенно портят общее впечатление от всего обстановочного комплекса, поэтому очень важно проводить их своевременную консервацию и реставрацию.
Так, в 2016 году была проведена реставрация ковра французской работы конца XVIII века из Общего кабинета, расположенного на I-м этаже Павловского дворца. Ковер выполнен из шерстяных нитей в технике безворсового ткачества на мануфактуре в городе Обюссоне, расположенном в 320 км к югу от Парижа. Мануфактура, названная по имени города, была основана в 1743 году. В 1665 году ей присвоили звание Королевской. Изготовленные в Обюссоне ковры стоили дешевле чем парижские гобелены, так как их узор был не столь сложным. Мастера гобеленовой мануфактуры копировали произведения живописи, передавая в технике ткачества все нюансы и богатство их колорита. Рисунок ковров из Обюссона был орнаментальным, их красочная гамма состояла из нескольких основных цветов, структура была не такой плотной, как у парижских гобеленов, соответственно работа была менее сложной. Вместе с тем, ковры из Обюссона ценились весьма высоко и использовать их в интерьере могли только представители высшей аристократии. В России ковры, произведенные на этой мануфактуре в конце XVIII - начале XIX века, встречаются крайне редко, поэтому ковер из Общего кабинета представляет особую художественную и историческую ценность, что налагает дополнительную ответственность на реставраторов.
Размер экспоната – 542 х 392 см – предполагает наличие определённых условий для проведения всех необходимых реставрационных мероприятий. Так, для сухой очистки его поверхности нужно просторное помещение, оснащенное мощной вытяжкой, а для водной очистки требуется вакуумный стол, на котором промывка сочетается с моментальным удалением влаги, что позволяет предотвратить возможные затеки красителей. Для восстановления утраченных фрагментов ковра необходим станок, соответствующий его длине. Все эти условия были обеспечены московской реставрационной мастерской под руководством художника-реставратора высшей категории Натальи Павловны Синицыной.
Работа состояла из нескольких этапов: очистки, консервации, реставрации. На первом этапе на минимальной мощности, через сетку, произведена сухая очистка лицевой и оборотной сторон ковра вакуумным пылесосом. С помощью компрессов проведена проверка устойчивости красителей ковра к водной обработке в холодных и теплых растворах. Экспонат был очищен на вакуумном столе с помощью греческой губки и нейтрального моющего средства. Использование вакуумного стола значительно сократило время водной очистки, а также позволило устранить деформацию ковра. После промывки поверхность ковра по периметру закрепили, для того чтобы исключить его усадку. Просушка ковра произведена на ровной горизонтальной плоскости в хорошо проветриваемом помещении. Затем, для предохранения ковра от воздействия внешних факторов его полностью укрепили на хлопчатобумажную ткань. Эта реставрационная операция называется «дублирование». Предварительно с выбранной ткани удаляется аппрет (состав, которым обрабатываются текстильные материалы для придания им жёсткости, безусадочности, несминаемости). С лицевой стороны шов захватывает не более двух нитей основы. Этот и последующие этапы реставрации проводятся на специальном станке с тремя валами, позволяющими регулировать взаимное натяжение дублировочной ткани и полотна. На завершающем этапе разрывы соединительных нитей между отдельными участками ковра были сведены хлопчатобумажной нитью, по цвету и толщине похожей на оригинальную. Нити утка восполнены аналогичными шерстяными нитями, тонированными в цвет памятника. Сквозные утраты восполнены в технике шпалерного ткачества и методом художественной штриховки тонированными нитями.
Работы продолжались четыре с половиной месяца и были выполнены на высоком профессиональном уровне. В реставрации участвовали мастера С.Г.Тютимова, С.В.Скрипник и Ш.Абдулмуталиев.
В настоящее время ковер подготовлен для дальнейшего экспонирования.
Финансирование реставрации ковра осуществлено из средств Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Хранитель фонда тканей Н.М.Вершинина.