Быть может Вы ищете:

Сервиз в египетском стиле императрицы Марии Федоровны вернулся в Павловск

Государственный музей-заповедник «Павловск» вновь радует своих почитателей очередным новым событием. В родные стены Павловского дворца вернулся редчайший исторический экспонат – фарфоровый сервиз для завтрака, принадлежавший императрице Марии Федоровне и на одном из предметов которого сохранились наклейка «Павловскiй Дворецъ» с инвентарным номером 1009 по описи 1908 года.

Сервиз хранился в личных комнатах императрицы и был для неё «памятью сердца», потому что на каждом предмете она видела лица близких ей людей: брата, племянников и внуков, которые были далеко, но бесконечно дороги ей. Мария Федоровна была заботливой и любящей дочерью и сестрой, а потом и тетушкой для своего многочисленного Вюртембергского семейства, которое она опекала в течение всей своей жизни. Любой подарок, присланный с родины, был ей особенно ценен, потому что являлся связующей нитью с ее корнями, которыми она всегда дорожила. Сервиз дежене она получила в дар от своего старшего брата, короля Вюртемберга Фридриха I предположительно около 1814 года. В ансамбль входили: кофейник, молочник, сахарница, большая чашка - с крышками, две чашки с блюдцами, поднос и щипцы для сахара. Впервые краткое описание сервиза было сделано А.А. Половцовым, блестящим знатоком искусства, назначенным советским правительством комиссаром дворца для охраны его художественных сокровищ. Однако в 1930 году, когда был расформирован целый ряд экспозиций Павловского дворца-музея, сервиз был изъят из музея для продажи заграницу через Всесоюзное объединение «Антиквариат». Затем он попал в Англию и до недавнего времени находился в частном собрании господина Молло, откуда и был выкуплен для Павловска благодаря участию банка ВТБ и лично А.Л. Костина. Так один из дорогих «сувениров» императрицы Марии Федоровны через 85 лет вернулся в родные стены дворца, кроме подноса, который находится в настоящее время у другого частного лица.

Сервиз выполнен на Людвигсбургской фарфоровой мануфактуре, которая была основана в 1758 году еще родным дядей Марии Федоровны владетельным герцогом Карлом Евгением Вюртембергским, который стремился придать своей резиденции в Людвигсбурге некий французский блеск, а наличие фарфоровой мануфактуры, пятой в Европе, повышало государственный престиж маленького герцогства. Лучшие изделия герцог Карл Евгений посылал своей племяннице великой княгине Марии Федоровне, их и сейчас можно видеть в Павловском дворце. Людвигсбургский фарфор в отличие от других европейских мануфактур отличается разнообразием декора: обилие лепных и скульптурных деталей, золоченых орнаментов, золочение или фоновое покрытие изделий и непременное наличие живописных вставок в нарядных обрамлениях.

Традиции, заложенные основателем мануфактуры, продолжил его племянник Фридрих Вюртембергский, ставший в 1806 году королем Вюртемберга Фридрихом I. Теперь он посылал оригинальные фарфоровые изделия своей сестре императрице Марии Федоровне. К этим раритетам и принадлежит сервиз дежене, выполненный в 2-х экземплярах, один из которых был отправлен в Павловск, а второй принадлежал семье и находится в Вюртембергском Земельном музее г. Штутгарта. Фридрих Вюртембергский, которого император Наполеон сделал королем, тоже стремился подражать французской моде. В своем дворце он переделал ряд интерьеров в новом стиле «ампир». Эти же тенденции можно видеть и в фарфоре того времени. Для стиля «ампир» очень характерны египетские мотивы, привнесенные в европейское искусство после похода Наполеона в Египет, когда «египтомания» захватила все сферы художественной жизни. Этот отголосок моды виден и в сервизе Марии Федоровны. Формы кофейника и молочника выполнены в виде каноп с крышками в виде человеческих голов в шлемах, увенчанных фигуркой сокола. Ручка кофейника отформована в виде двух змей, а ручкой молочника служит фигурка крокодила, держащегося передними лапами за человеческую голову сосуда. Ручка на плоской крышке сахарницы тоже в виде фигурки крокодила. Эти изображения невиданных крокодилов, настоящая экзотика в фарфоре, выполнялись с гравюр.

Чашки имеют скругленную форму, только высокие ручки внизу завершаются рельефными змеиными головами. На внешнем донышке каждого предмета имеется марка FR короля Фридриха под короной. Все предметы вызолочены, растительный орнамент выполнен в технике цировки, а лица каноп, ручки и лепные детали на крышках окрашены под патинированную бронзу (позолотчик – Кристоф Генрих Тоберер). Еще одним важным элементом сервиза являются миниатюрные живописные портреты членов королевского семейства Вюртембергов в медальонах, что и придает сервизу мемориальную ценность (художник Карл Генрих Кюхельбекер).

На тулове кофейника – портрет короля Фридриха I. У Марии Федоровны были связаны с ним лучшие воспоминания детства и отрочества. А сколько переживаний было во время пребывания принца Фридриха в России, когда он поступил на русскую службу и был назначен императрицей Екатериной II выборгским губернатором. Он приехал вместе с женой Августой и сыном Вильгельмом, а в Петербурге у них родилась дочь Екатерина и сын Пауль, названные в честь императрицы и Павла Петровича, которого Фридрих очень полюбил. Однако из-за дурного характера, скандалов с женой, а главное из-за несанкционированных сношений со шведами, Фридрих был выслан Екатериной II из России. Она называла его «feroce de Montbeliard» (дикарь из Монбельяра) и была рада, что он уехал на родину. Покидая навсегда Россию, Фридрих забрал с собой детей. Его жена, оставшись одна, и не получив развода, скончалась через два года после отъезда мужа.

На молочнике можно видеть портрет второй супруги Фридриха I Шарлотты Августы Матильды, принцессы Великобританской, старшей дочери английского короля Георга III. Она была превосходно образована, хорошо рисовала, обладала мягким характером и превосходно ладила с детьми, а потом и внуками своего мужа.

На сахарнице, которую украшает необычная фигурка крокодила – портрет младшего сына короля принца Пауля Вюртембергского, человека решительного и принципиального. В 1812 году, когда Вюртемберг стал союзником Наполеона, он отказался идти воевать против России, а в следующем году вступил в русскую армию, получив чин генерала. После смерти отца, не найдя общего языка со старшим братом, королем Вильгельмом, уехал во Францию. На одной из чашек – портрет его жены Шарлотты Катарины Саксен-Хильдбургхаузен, а на подносе, который, к сожалению, не вернулся пока еще в Павловск, были изображены четверо детей Пауля: два сына - Август и Фридрих и две дочери – Шарлотта и Паулина, внучатые племянники Марии Федоровны. Мария Федоровна всегда интересовалась Шарлоттой, которую она и выбрала позднее в качестве супруги для младшего сына великого князя Михаила Павловича. В России она стала известна как великая княгиня Елена Павловна.

На большой чашке, которую использовали для приготовления шоколада, изображен принц Вильгельм, старший сын и наследник Фридриха Вюртембергского, который в 1816 году станет королем. В первом династическом браке он был женат на Шарлотте Августе Баварской, дочери короля Баварии Максимилиана I. Брак был чисто формальный и супруги всегда жили раздельно. Именно ее портрет изображен на второй чашке. Во время событий антинаполеоновской кампании 1813-1814 годов кронпринц Вильгельм встретился со своей кузиной великой княгиней Екатериной Павловной, которая сопровождала своего брата Александра I. Молодые люди полюбили друг друга, но вступить в брак смогли лишь в 1816 году после того, как Вильгельм получил разрешение папы римского Пия VII на расторжение первого брака.

В собрании Павловского дворца имеется чашка с блюдцем такой же формы как чашки из рассматриваемого сервиза с портретом великой княгини Екатерины Павловны. Она появилась в 1816 году, когда Екатерина Павловна стала супругой короля Вильгельма. Получив чашку, Мария Федоровна поставила ее с тем же сервизом. И теперь уже эта чашка постоянно напоминала ей еще и о дочери.

Интересно отметить, что после смерти Марии Федоровны сервиз находился в Константиновском дворце Павловского парка, который был местом проживания семьи великого князя Михаила Павловича, ставшим владельцем Павловска, и его супруги Елены Павловны. Именно для Елены Павловны этот сервиз был особенно дорог, так как живописные миниатюры на его предметах напоминали ей об отце и матери, дедушке и бабушке, братьях и любимой сестре Паулине.

Вот какая интересная история связана с сервизом, который вернулся в историческую коллекцию Павловска и снова займет свое место в спальне вдовствующей императрицы Марии Федоровны в ее личных комнатах на первом этаже центрального корпуса Павловского дворца.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024