Царственная хозяйка Павловска
К 265-летию со дня рождения императрицы Марии Фёдоровны
Императрица Мария Федоровна, супруга Павла I и мать двух царствовавших императоров Александра I и Николая I, была удивительной женщиной, воплотившей представление о яркой, одаренной личности Эпохи Просвещения. Именно благодаря ей, скромной Вюртембергской принцессе, династия Романовых продолжилась и укрепилась на российском престоле.
Принцесса София Доротея Вюртембергская была четвертым ребенком в многодетной семье принца Фридриха-Евгения Вюртембергского и Фридерики Доротеи, урожденной принцессы Прусской, племянницы короля Пруссии Фридриха II Великого. Принцесса София Доротея родилась 14 (25) октября 1759 года в Штеттине, столице Померании, губернатором которой был ее отец, служивший королю Фридриху II. Родители будущей императрицы представляли идеальный супружеский союз, в котором родилось двенадцать детей.
В 1769 году, когда принцессе исполнилось 10 лет, ее отец получил приглашение от родного брата владетельного герцога Карла Евгения Вюртембергского переехать в Вюртемберг для управления княжеством Монбельяр, которое, будучи в подчинении Вюртембергу, сохраняло исторически свою автономию и даже традиции французской культуры. В эпоху Древнего Рима в этих местах находился небольшой античный город, свидетельством чего были остатки каменного амфитеатра. А в центре самого Монбельяра возвышался величественный средневековый замок герцогов Вюртембергских, который теперь становился резиденцией герцога Фридриха-Евгения Вюртембергского. Но замок был холодным и неуютным, поэтому герцог построил семейную усадьбу с домом и садом, назвав ее Этюпом, который стал их родным домом. Всем детям герцог дал блестящее воспитание и образование. Особое внимание родители уделяли своей старшей дочери, и судьба им приготовила удивительный сюрприз.
Российская императрица Екатерина II заинтересовалась вюртембергской принцессой, когда та была еще девочкой. Однако императрица спешила женить сына и поэтому нашла ему другую жену, но та умерла при родах. И вот теперь, когда великий князь Павел Петрович пребывал в печали по случаю смерти супруги, Екатерина II решила заполучить прелестную принцессу Софию Доротею Вюртемберг-Монбельярскую, заручившись поддержкой короля Фридриха II. Родители принцессы ответили согласием на предложение Российской императрицы, и колесо истории завертелось. В Петербург был отправлен миниатюрный портрет принцессы, и Екатерина II положила его в шкатулку на бюро цесаревича. Павел Петрович удивился, потом все чаще стал заглядываться на портрет, и, наконец, положил его в карман. Он влюбился в изображение и стал торопить отъезд, чтобы увидеть новую невесту.
По договоренности с королем Фридрихом II встреча должна была состояться в Берлине в королевском дворце, куда должны были приехать невеста с родителями и цесаревич Павел Петрович в сопровождении небольшой свиты, во главе которой императрица отправила доверенное лицо – полководца Петра Александровича Румянцева. Сопровождал цесаревича в дороге родной брат короля – принц Генрих Прусский. На протяжении всего маршрута поездки великого князя Павла Петровича торжественно встречали жители городов и деревень Пруссии.
Принцесса София Доротея Вюртембергская была очень взволнована, когда узнала о предстоящем сватовстве. Еще раньше она интересовалась историей России: читала и конспектировала мемуары прусского офицера Манштейна, служившего в России во времена Анны Иоанновны и оставившего интересные описания жизни при русском дворе. Этот конспект она взяла с собой, как и свои детские тетради и рисунки. К дядюшке Фридриху принцесса поехала с родителями, старшими братьями и младшей сестрой. Первая встреча состоялась 10 июля 1776 года, вечером на ужине у королевы цесаревич Павел Петрович и принцесса София Доротея впервые увидели друг друга. Удивительно, но увидевшись впервые, они полюбили друг друга с первого взгляда, чему способствовала созданная королем сказочная атмосфера праздника и ожидание чуда. И чудо свершилось. Через два дня было сделано предложение, состоялось объявление о бракосочетании и подписан брачный контракт. После чего для молодых была устроена череда праздников. В письме к матери Павел Петрович писал: «Я нашел невесту свою такову, какову только желать мысленно себе мог: не дурна собою, стройна, незастенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца ее, то имеет она его весьма чувствительное и нежное, что я видел из разных сцен между родней и ею… Знаниями наполнена…». Принцесса София Доротея в своей записке знаменательных дат 1776 года записала: «…23/12 объявлено о моей свадьбе». Юная принцесса проставляет в своих записях двойные даты из уважения к стране, которую судьба ей уготовила в качестве второй родины.
После череды праздников настал черед небольшой разлуки: цесаревич отъезжал на родину, чтобы приготовиться к свадебным торжествам, а невеста после прощания с родными должна приехать в Россию в августе. Простившись с невестой, Павел Петрович на всем пути следования до Петербурга писал ей нежные и трогательные письма с признаниями в любви и преданности.
В августе 1776 года принцесса София Доротея в сопровождении статс-дамы графини Е.М. Румянцевой, статс-секретаря императрицы П.И. Пастухова и фрейлин Г. Алымовой и Е. Молчановой приехала в Россию. Следуя инструкциям и наставлениям Екатерины II и с помощью духовника цесаревича архиепископа Платона, принцесса наизусть рассказала по-русски Символ веры и при миропомазании получила новое имя Марии Федоровны. В ее списке знаменательных дат появилась запись: «...приняла святое крещение 14/25 сентября...». 26 сентября 1776 года состоялось венчание Павла Петровича и Марии Федоровны. От имени Священного Синода на следующий день после бракосочетания им преподнесли две иконы в серебряных окладах с образами их святых покровителей – «Апостола Павла» и «Марии-Магдалины», написанные известным художником Алексеем Антроповым.
Молодые супруги на первых порах постоянно находятся под покровительством матушки-императрицы, им выделены апартаменты в Петербурге и в Царском Селе. Первые месяцы заполняет череда праздников и выездов – представлений царственной четы перед двором. Из всех развлечений в эту пору молодая великая княгиня предпочитает прогулки с молодым супругом по Царскому Селу. Павел Петрович писал маленькие записочки с маршрутами прогулок, которые по жребию вытягивались из шляпы. Составление небольших писем-записочек скоро стало приятной привычкой. «Мой дорогой муж – ангел. Я его люблю до безумия, люблю в тысячу раз больше, чем самое себя», – писала она в одной маленькой записочке по-французски. Желая угодить своему супругу, иногда она подписывала по-русски: «Машинька», красиво выводя буквы с завитками.
Семейная жизнь Павла Петровича и Марии Федоровны продолжалась около четверти века, это была счастливая семья, в которой родилось 10 детей – четыре сына: Александр, Константин, Николай, Михаил и шесть дочерей: Александра, Елена, Мария, Екатерина, Ольга, Анна. В архиве музея сохранились метрики на рождение детей. Первенец Александр родился 12 декабря 1777 года. На радостях по этому случаю Екатерина II подарила молодым родителям земли с угодьями, деревнями, которые получили название села Павловского. Вскоре здесь появляются и первые дома – Паулюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Марьина долина). А в 1780 году императрица Екатерина II поручила своему придворному архитектору Чарльзу Камерону создать проект новой великокняжеской резиденции. Место было выбрано на высоком берегу реки Славянки, чтобы дворец отражался в водах реки. Ч. Камерон, знаток классической архитектуры античности и восторженный почитатель великого архитектора Эпохи Возрождения Андреа Палладио создал дворец в виде итальянской виллы, окруженной пейзажным парком. Закладка дворца и начало строительных работ совпало с важным событием в жизни великокняжеского семейства – путешествием в Европу.
Когда старшему сыну Александру было неполных четыре года, а второму – Константину два, Екатерина II решила отправить молодую чету в путешествие по Европе. Она ставила задачи как образовательные, так и дипломатические. Совершить «большое путешествие» было модным увлечением среди самых знатных семей в Европе. Непременным его атрибутом было соблюдение инкогнито. Екатерина II сама разработала маршрут, в котором все было рассчитано по дням. К путешествию долго готовились, подбирали придворных в свиту Павла Петровича и Марии Федоровны. Они выехали из Царского Села 19 сентября 1781 года и через Украину направились в Австрию. После пересечения границы они стали называться именами «графа и графини Северных», однако ни для кого в Европе не было секретом, что под этим инкогнито путешествует наследник русского престола с супругой. Первая остановка была в Вене, где их принимал император Иосиф II, недавний союзник императрицы Екатерины II. Затем они объехали государства Италии, в которых правили Габсбурги, особенно Тоскану и Неаполь, посетили королевство Сардинию, республику Венецию и побывали в Ватикане, где гостили у Папы Римского Пия VI. Потом была Франция и многочисленные приемы, устроенные в их честь королем Людовиком XVI и королевой Марией Антуанеттой. Затем были австрийские Нидерланды, Голландия, а завершилось путешествие в Вюртемберге посещением родного Монбельяра, где их ожидали родные и череда праздников, устроенных герцогом Карлом Евгением Вюртембергским в честь его племянницы великой княгини Марии Федоровны и ее супруга.
Путешествие «графа и графини Северных» длилось 14 месяцев. За это время они объехали множество государств и городов, интересуясь государственным устройством, социальными объектами, различными предприятиями и мануфактурами, обычаями и нравами, а также памятниками истории и культуры, посещали мастерские художников. Они много приобретали предметов убранства для своей строящейся резиденции в Павловске, а также получили драгоценные подарки от монархов Европы. Знакомство с культурой и искусством способствовало формированию нового художественного вкуса, который найдет свое воплощение в Павловском дворце.
Вскоре после возвращения из путешествия Малый двор великого князя и великой княгини проводит время в Павловске, где любимым развлечением становится театр. Актерами выступали ближайшие друзья и придворные. В этих представлениях особенно отличались фрейлина Екатерина Нелидова и князь Иван Долгорукий. Разыгрывались интермедии, пасторали, но наибольшей популярностью пользовалась опера. Придворным капельмейстером Малого двора был композитор Дмитрий Бортнянский. Специально для труппы актеров-любителей он сочинил оперы «Сокол» и «Сын-соперник» на либретто, написанные стихами по-французски придворным библиотекарем Францем Лафермьером.
Мария Федоровна отдает много времени строительству и обустройству любимого Павловска, тем более, что вскоре великий князь Павел Петрович сделает супругу владелицей Павловска, который, благодаря заботам Марии Федоровны, становится удивительным «памятником совершенно целостного вкуса» и в то же время – домом семейного счастья, в котором любимый супруг всегда мог найти приют мирного отдохновения от трудов, созданный ее собственными стараниями. В эти годы она много занимается творчеством: рисует, вырезает камеи из кости и цветных камней, украшая ими различные предметы убранства на половине Павла Петровича. Мария Федоровна была необыкновенно творческой личностью. Она оставила потомкам свои рисунки, вышивки, декоративные украшения, вырезанные из кости и янтаря и ювелирно исполненные камеи из оникса и агата. Чем бы императрица не занималась, она все делала основательно. Она брала уроки у Карла Леберехта для постижения мастерства в медальерном искусстве, Иоганн Фай учил ее работать на токарном станке и вытачивать изделия из кости, миниатюрист Франсуа Виолье передавал ей навыки и секреты рисунка. Она создавала уникальные рисунки на так называемом молочном (непрозрачном) стекле и дарила их свекрови и любимому супругу. К художественному творчеству она приучала и своих детей, приглашая в качестве учителей талантливейших людей своего времени. Для уроков рисования был приглашен художник Орест Кипренский. Великие князья и княжны рисовали, музицировали, разыгрывали к праздникам интермедии и пасторали.
Мария Федоровна любила Павловск, она составила первое подробное описание дворца в 1795 году, после завершения работ по отделке парадных комнат северной и южной анфилад. Регулярно делались описи залов, она сама составляла каталоги коллекций, привлекая специалистов. Уже будучи вдовствующей императрицей, она по-хозяйски следила за порядком в своем доме, за сохранностью и приумножением его художественных коллекций. В Павловском дворце были собраны прекрасные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, богатейшая библиотека, значительная коллекция гравюр, а также минералогические коллекции. Особой страстью у нее была ботаника. Это не только коллекционирование ботанических атласов и гербариев, но и практическое садоводство, которым Мария Федоровна занималась в Павловске, приглашая самых известных ученых ботаников и селекционеров. Собрания книг и коллекций помещались в особой Павловской «кунсткамере» – Большой императорской библиотеке, построенной К. Росси в 1824 году над северной полуциркульной галереей.
На протяжении всей своей жизни, занимаясь художественным творчеством, увлекаясь науками и собирая коллекции, она всегда оставалась покровителем деятелей культуры – литераторов, музыкантов, художников. На литературных встречах в Павловске Н.М. Карамзин читал свою «Историю государства Российского», В.А. Жуковский, один из ближайших лиц в окружении императрицы, написал бессмертные строки элегии «Славянка», придворный чтец императрицы поэт-любитель Ю.А. Нелединский-Мелецкий посвятил Павловску немало поэтических строк, он же был автором многих праздничных программ, в особенности торжественной встречи императора Александра I 27 июля 1814 года. Директор Певческой капеллы выдающийся композитор Д.С. Бортнянский регулярно выступал здесь со своими певчими, а ученики Капеллы по приглашению императрицы проводили свои каникулы. Художник-декоратор Пьетро Гонзаго в Павловске расписал свою знаменитую галерею фресок, а в Павловском парке создал удивительные по красоте пейзажные районы Парадного поля и Белой березы.
После смерти Екатерины II ярко проявились педагогические таланты Марии Федоровны. Она начала с того, что создала программы воспитания и образования младших детей Николая и Михаила, вела ежедневный контроль за их обучением, делая регулярные пометки в их учебных тетрадях. Императрица Мария Федоровна стала играть видную роль в вопросах благотворительности и женского образования, когда 12 ноября 1796 года она была поставлена Павлом I «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц», а 2 мая 1797 года назначена начальницей над воспитательными домами в Санкт-Петербурге и Москве, где занялась проведением широких реформ, исполняя в своем лице обязанности министра просвещения, социального обеспечения и охраны женского и детского здоровья. В 1797 году на собственные средства императрица открыла сиротское училище, переименованное позднее в Мариинский институт. На протяжении всей своей жизни она не оставляла без своего пристального внимания вопросы женского образования и воспитания детей. По традиции дела благотворительности, начатые Марией Федоровной, передавались следующим императрицам. В 1828 году в память о ее деятельности в области женского образования был учрежден знак отличия для женщин «За беспорочную службу» и организовано особое ведомство «Собственная Ее Императорского Величества канцелярия по учреждениям Императрицы Марии Федоровны».
Умерла Мария Федоровна 24 октября 1828 года в возрасте шестидесяти девяти лет в Зимнем дворце. Поэт В.А. Жуковский, долгие годы служивший императрице, в своем стихотворном слове «Чувства перед гробом государыни императрицы Марии Федоровны в ночи накануне погребения тела Ее Величества» писал:
И матерь милую свою
В Тебе могиле уступая,
В минуту скорбную сию
В единый плач слиясь сердцами,
Все пред тобою говорим:
Благодарим! Благодарим!
И некогда потомки с нами
Все повторят – благодарим!
Мать многочисленного семейства, любительница искусств, меценатка, покровительница богоугодных заведений: больниц, вдовьих домов, сиротских школ и училищ, Мария Федоровна, натура цельная, с твердым и сильным характером, и в то же время мягкая и доброжелательная, оставалась для всех последующих русских императриц высочайшим образцом нравственной красоты и служения людям.
Людмила Коваль
Заслуженный работник культуры России
кандидат искусствоведения