«Владимир Горевой»
2 июня в Государственном музее-заповеднике «Павловск» состоялся пресс-тур, посвященный памяти советского и российского скульптора Владимира Горевого (1944-2019). Три года, как не стало этого выдающегося мастера — кавалера ордена Почета, заслуженного художника РСФСР, академика Российской академии художеств, лауреата Государственной премии РСФСР и премии Ленинского комсомола, профессора, руководителя творческой мастерской. В Колонном зале Павловского дворца журналистам представили 20 эскизов и моделей Владимира Эмильевича, выполненных в бронзе или тонированном гипсе, а также фотографии памятников.
Открыла пресс-тур Вера Антольевна Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», искусствовед. Как и Горевой, она — выпускница Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Ее как члена городского совета по монументальному искусству связывали со скульптором долгие творческие и профессиональные проекты. Общая alma mater, единая городская культурная среда, само время стали основой единомыслия на многие десятилетия.
Владимир Горевой окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и творческую мастерскую скульптуры великого Михаила Аникушина. Много лет сотрудничал с наставником, помогал ему в составе команды скульпторов при создании монумента «Героическим защитникам Ленинграда».
Уровень образования дал начинающему скульптору высокий профессионализм и любовь к Отечеству. Имена его героев и мастерство воплощения в дальнейшем подтверждали это: первая большая работа — комплекс «Партизанская слава» в Луге; позже памятники Ф. Дзержинскому в Ленинграде; Екатерине II — в Новоржеве и Пушкине; Павлу I, Ольге Берггольц, П.Семёнову-Тян-Шанскому, Августину де Бетанкуру — в Петербурге; Петру I — в Приозерске; художнику И.Крамскому — в Острогорске; адмиралу Ушакову — в Кронштадте; Николаю Островскому — в Сочи; два памятника в Италии — императрице Марии Александровне и П. И. Чайковскому. Отдельная тема — скульптурные образы современников: Юрия Темирканова, Тамары Карамышевой, Алексея Копыловского, Натальи Еремеевой, Галины Пахомовой и др. Они решены лаконично и с огромной симпатией.
Работы скульптора известны не только во многих городах России, но и на Мальте, в Италии, в Финляндии. С 18 мая, Международного дня музеев, его имя навсегда связано с Павловском. Именно здесь открыт памятник Анне Ивановне Зеленовой, легендарному директору нашего музея-заповедника. Эта последняя работа Владимира Эмильевича (модель представлена на выставке) в полной мере продолжает присущие мастеру особенности таланта — интерес к сильным, героическим личностям, романтизм, редкий дар в пластическом образе показать грани характера.
Деньги на памятник, как рассказала Вера Дементьева, собраны музейщиками, жителями Павловска и Петербурга, без привлечения государственных средств.
К сожалению, мастеру не удалось завершить задуманное. Закончили работу его ученики — скульпторы Андрей Мартьянов и Рустам Игамбердиев, которые участвовали в пресс-туре. Говорили не только о финальном этапе создания образа легендарной Анны Зеленовой. Ныне известные мастера, они с благодарностью вспоминали уроки наставника, его требовательность, его железное правило — скульптор в профессии должен владеть всем. Таких специалистов и выпускала его мастерская.
Предоставила на выставку фотографии из семейного архива, поделилась воспоминаниями о Владимире Эмильевиче Тамара Александровна Карамышева, художник, жена. На журналистский вопрос, что же доставляло мастеру особую радость, ответила: «Открытие памятника. И одержимо любил работать!»