Быть может Вы ищете:

«Одного нидерландца. Мистическая картина» (из собрания Петра Великого)

Режим работы
Входные билеты

В Библиотеке Росси Павловского дворца к 350-летию Петра Великого открылась выставка одной картины из собрания нашего музея-заповедника — «Одного нидерландца. Мистическая картина».

Живописное полотно «Аллегория строения космоса», созданное голландским художником Матейсом Неве (1647-1726) в 1701 году, было приобретено в петровскую коллекцию в 1716-м торговым комиссаром Петра I — Осипом Соловьевым — за 60 гульденов. Он знал о склонности царя ко всему необычному, что расширяло представление об окружающем мире. Такой и была эта картина. В 1744 году ее вместе с другой живописью императорской коллекции передали на хранение немецкому художнику на российской службе Георгу Грооту (1716 — 1749). Об этом нам сообщает текст на бумажной наклейке с тыльной стороны произведения: «ис казенной ведомства каморъ цалмей / стерской канторы № 186 / отдана всмотрение Живописцу Гроту / 1744 году».

Из «Записок Якоба Штелина об изящных искусствах в России» известно, что при императрице Елизавете Петровне картину поместили в павильон «Эрмитаж» при Летнем дворце в Петербурге. В описи картин павильона она упомянута как «Одного нидерландца. Мистическая картина с представлением различных непонятных вещей». В 1797 году после восшествия на престол императора Павла I, задумавшего построить на месте Летнего дворца Михайловский замок, картины были перевезены в кладовые Императорского Эрмитажа. В 1854 сын Павла Петровича, император Николай I, распорядился поместить произведения, связанные с именем Петра Великого, в его дворец в Летнем саду. Через 100 лет, в 1950 году, картина под названием «Ветхий и Новый завет» вместе с другими экспонатами религиозного содержания была передана из дворца «прадеда» в Павловский дворец, построенный его «правнуком».

На приобретенной для Петра I картине изображён алтарь с раскрытыми створками, сплошь покрытый живописью. Вверху в треугольных просветах между центральной частью и створками слева представлена сцена «Рай» с фигурами Адама и Евы, с древом познания, обвитого змием, и с различными «тварями», а справа в одной сцене объединены изображения Адама и Евы, предстоящими перед Богом, и изгнание их из Рая. Они иллюстрируют тексты из книги «Бытия» Ветхого Завета. Левая створка алтаря разделена на пять клейм, расположенных по вертикали, в каждом из которых мы также видим сцены из книги «Бытия» Ветхого Завета. На правой же створке, также в пяти клеймах изображены сцены из Нового Завета.

В отличие от узнаваемых библейских сюжетов на боковых створках, в центральной части картины представлены образы, сочетание которых надо разгадывать как ребус. Исследователи полагают, что здесь в аллегорической форме представлены два взгляда на строение космоса: «теологический» (сверху), и «научный». При этом, «научной» эту художественную трактовку можно весьма условно, так как она исходит из геоцентричной системы древнегреческого астронома и математика Клавдия Птолемея. Его взгляды устарели еще в XVII веке, уступив место гелиоцентричной, основанной на открытиях Коперника. Но к моменту создания картины, система Коперника еще не была принята римско-католической церковью.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2022 Разработка сайта: a2lab.pro