Быть может Вы ищете:

Канделябры с весталками

Парные канделябры французской бронзы на пять свечей с фигурами весталок бесспорно относятся к шедеврам коллекции Павловского дворца.

Изящные женские фигуры патинированной бронзы в античных одеждах с покрывалом на голове держат в опущенных руках цветочные венки золоченой бронзы. Головы фигур увенчаны сосудами золоченой бронзы, от которых отходят пять рожков с бобешками (стаканчиками для свечей), украшенными дубовыми листьями и желудями. Фигуры помещены на прямоугольные пьедесталы красного мрамора, декорированные с трех сторон золочеными накладками с изображением женских головок в профиль с лавровым венком, с венком из роз и диадемой из звезд.

Эта композиция — символическое изображение весталок, жриц древнеримской богини домашнего очага Весты. История Древнего Рима повествует, что весталками избирались девочки из знатных семей с приятной внешностью в возрасте от 6 до 10 лет. Они служили жрицами 30 лет, соблюдая обет безбрачия. Основной обязанностью весталок было поддержание священного огня — символа надежности и устойчивости Римской империи. Кроме того, они должны были соблюдать чистоту в храме и совершать жертвоприношения богине Весте.

Символы, связанные с весталками, нашли отражение во многих деталях композиции канделябров. Так, бобешки с дубовыми листьями и желудями напоминают, что именно дубовыми поленьями весталки поддерживали священный огонь в храме Весты. Женская головка в профиль с венком из роз на пьедестале символизирует девственность весталок. Профиль с лавровым венком подчеркивает, что весталки пользовались большим почетом среди римских граждан. Пятиконечные звезды на диадеме третьего профиля и венки в руках весталок — аллегории совершенства.

Модель канделябров с весталками была разработана во Франции в период Директории (1794 — 1799), когда стало особенно актуально обращение к сюжетам и персонажам из истории Древнего Рима. Из архивных документов следует, что «пара жирандолей в виде весталок из бронзы зеленой, держащих на голове этрусские сосуды, в которых утверждены пять подсвечников, а в руках они держат цветочные венцы, под оными пьедесталы из красного мрамора с барельефами бронзовыми — 1арш. 4 ½ верш.» была приобретена для меблировки Михайловского замка у комиссионера Ксаверия Лабенского 1 декабря 1798 года за 2000 рублей. В Михайловском замке они украшали Гостиную императрицы Марии Федоровны. Сегодня их можно увидеть на камине в Камердинерской в Жилых комнатах императрицы Марии Федоровны на первом этаже Павловского дворца.

Можно с уверенностью говорить, что эти канделябры изготовлены в мастерской знаменитого парижского бронзовщика Пьера-Филиппа Томира, большое количество новых работ которого было поставлено для Михайловского замка. Это предположение подтверждают более поздние канделябры с аналогичными фигурами весталок, выполненные в этой же мастерской. Так, в Королевском собрании Великобритании находятся канделябры на шесть свечей с такими же фигурами и с прямоугольными патинированными пьедесталами, которые были приобретены в апреле 1814 года для принца-регента, будущего Георга IV, у Огюста Делкамбра, лондонского агента Томира. В собрании принца-регента была еще одна пара канделябров с аналогичными женскими фигурами, но на круглом пьедестале зеленого мрамора. Вероятно, она также куплена в это же время через того же агента. Обе пары из Королевского собрания отличаются от павловских оформлением пьедесталов и куста рожков. При этом отметим, что более поздние модели утратили смысловое композиционное единство всех деталей декора, заложенное в первоначальную модель и раскрывающее во всей полноте тему весталок.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024