Воздух «Несение креста»
Воздух — это плат, которым покрывают дискос и потир во время литургии. Сюжет, изображенный на воздухе, посвящен тем евангельским главам, где Христос сам несёт тяжелый деревянный крест, на котором будет распят, на Голгофу: «Претерпевший же до конца спасается (Мф: 10; 22-22)».
Красота художественного замысла, совершенство исполнения вышивки, использование миниатюрной живописи, — позволяют считать воздух «Несение креста» шедевром отечественного рукоделия.
Центральная часть воздуха — квадрат из зеленого бархата с рельефной вышивкой блестками, золотой и серебряной мишурой и канителью. Эта техника вышивки называется «шитьем по карте» и считается одной из наиболее трудоемких среди рукодельных работ. После перевода рисунка на ткань для создания рельефа наклеивали или нашивали детали, вырезанные из картона. Края картонных деталей предварительно обтачивали напильником, чтобы в процессе шитья на жестких краях не переламывалась дорогая золоченая или серебряная нить. После подготовительной работы приступали к шитью. Применялась техника вышивки «вприкреп», при которой металлическая нить не проходит ткань насквозь, а лежит на её поверхности. Нить накладывают ровными рядами, перегибают на краях и поворачивают в обратном направлении. Места сгиба фиксируют вспомогательной тонкой шелковой или хлопчатобумажной нитью, при этом закрепляющий стежок выполняют перпендикулярно краю картона. Металлические нити должны создать ровное плотное покрытие, что требует большого уменья. Если их укрепить неплотно, то будет виден картон, а если избыточно — нити будут выталкивать друг друга. Правильно исполненная вышивка должна выглядеть, как литая.
Вышивка «Несение креста» выполнена с использованием разнообразных стежков и нескольких видов золоченых нитей, что делает её фактуру необыкновенно выразительной. Вышивка дополнена миниатюрными живописными фрагментами, выполненными маслом на картоне. В этой технике исполнены голова Спасителя, кисти рук и стопа. Над фигурой вышита надпись «НЕСЕНИЕ КРТА IИС ХС».
По краям бархатного квадрата — сетка из золоченых нитей с нашитыми рельефными розами, перевязанными лентами; на углах — херувимы с ликами, написанными маслом на картоне, с нимбами и крыльями из золотого шитья. Края воздуха окаймляет золоченая бахрома с кистями на углах.
Воздухом во время таинства причащения накрывали потир (круглую чашу) с вином, смешанным с водой. В ходе таинства «вино претворяется и пресуществляется в саму истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на кресте, излилась за жизнь мира». При произнесении «Символа веры» священнослужитель потрясает воздухом, что символически истолковывают как указание на благодать Святого Духа.
До 1941 года воздух «Несение креста» хранился в ризнице собора Андрея Первозванного на территории усадьбы графа Алексея Андреевича Аракчеева в селе Грузино Новгородской области. В «Описи всех церковных вещей», составленной по распоряжению Аракчеева в 1828 году, указано, что там находились: «Воздух и два покрова зеленого бархату с золотой сеткой, с вышитыми золотом по зеленому бархату изображением Спасителя, а по углам Херувимы, с золотыми кистями, шитые в Арзамасе в Алексеевском монастыре ценою 1.088 рублей». Андреевский собор был уничтожен в годы Великой Отечественной войны в ходе боев за освобождение Новгорода. Художественные ценности из него своевременно эвакуировали, и сейчас они хранятся в фондах нескольких музеев, в том числе, в Государственном музее-заповеднике «Павловск».
Воздух. Первая четверть XIX века. Россия. Бархат, золоченая нить, канитель, мишура, блестки, бахрома, кисти; вышивка «по карте», плетение, живопись маслом на картоне, аппликация. Размер: 46×45 см.