Быть может Вы ищете:

Часы каминные «Эригона, опьяненная любовью»

Франция, Париж. 1795-1799

Уже более двухсот лет Павловский дворец украшают великолепные часы золоченой бронзы «Эригона, опьяненная любовью». Они выполнены в виде скалы с сидящей на шкуре льва обнаженной девушкой, держащей в закинутой за голову руке ветвь винограда. Сбоку девушку поддерживает бог любви Амур. Овальный пьедестал зеленого с прожилками мрамора украшен по центру золоченым рельефом с изображением колесницы маленького Вакха в окружении трех путти и кувшинами в бронзовых нишах по сторонам. Пьедестал покоится на спинах четырех леопардов золоченой бронзы, лежащих на прямоугольном основании красного мрамора с шестью бронзовыми ножками. В пасти у леопардов — виноградная лоза.

Сюжет часов заимствован из античного мифа о красавице Эригоне, под чьи чары попал бог вина и виноделия Вакх. Чтобы завоевать сердце возлюбленной, Вакху пришлось пойти на хитрость и принять обличие виноградной грозди, отведав ягод с которой, Эригона воспылала к нему любовью. Именно этот кульминационный момент и запечатлен в сложной композиции часов. В качестве благодарности Вахк научил отца Эригоны, жителя Аттики Икария, возделывать виноград и делать из него вино.

Часы были приобретены 8 октября 1799 года у купца Гийома Кюло за 1752 рублей и входили в число предметов, предназначенных для меблировки Михайловского замка, новой резиденции императора Павла I в Петербурге. В реестре купленных вещей о них есть такая запись: «Часы, представляющие Эригону, опьяненную любовью, 24 фута высоты и такой же ширины, основание из итальянского гриота, на котором лежат 4 пантеры, поддерживающие красивый цоколь из мрамора вертантик, богато декорированный, на цоколе — скала из золоченой бронзы с бубном, на верху которой прекрасные фигуры, представляющие Эригону и Амура». Однако, часы не были использованы в убранстве замка. 22 февраля 1801 года, возможно, по желанию Павла I, они были доставлены в Павловск, где их разместили в Старой опочивальне императора (Новом кабинете) на первом этаже. Между 1805 и 1810 годами часы переместили в Греческий зал, где они стояли на консоли со столешницей из мрамора вертантик. В годы Второй Мировой войны консоли из Греческого зала были утрачены, поэтому после завершения реставрации дворца в послевоенные годы часы снова экспонируются в Новом кабинете.

С большой долей вероятности корпус часов мог быть выполнен мастерской Пьера Филиппа Томира, одного из лучших бронзовщиков, работавших в Париже в конце XVIII — начале XIX веков. В пользу этой версии говорят многие факты. Прежде всего, это высокое качество обработки бронзы и композиция часов с характерным для работ Томира двухъярусным пьедесталом с фигурками лежащих леопардов. Впервые фигуры леопардов появились в канделябрах, созданных Томиром в 1784 году для французского генерала Лафайета, принимавшего участие в войне за Независимость Америки. Впоследствии мастер неоднократно использовал аналогичные изображения леопардов в своих произведениях, частично изменяя их моделировку. На циферблате можно увидеть подпись часового мастера Л.-Ж. Лагесса. Известно, что он покупал корпуса часов у Томира и вставляя в них собственные механизмы. Это тоже свидетельствует в пользу авторства этого знаменитого бронзовщика.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2021 Разработка сайта: a2lab.pro