Тканый портрет императора
Тканый портрет Павла I, созданный мастерами Петербургской шпалерной мануфактуры в конце XVIII века, безусловно относится к шедеврам коллекции Павловского дворца.
В качестве живописного образца был использован портрет кисти французского художника Жана-Луи Вуаля (1744 – 1829), созданный в 1789 году, когда Павел был еще цесаревичем. Портрет, по-видимому, нравился Павлу Петровичу и после вступления на престол был им одобрен как образец для повторений, поскольку сразу понадобилось множество изображений императора для размещения в государственных учреждениях и в домах знати.
Русские живописцы и граверы не просто копировали работу Ж.-Л. Вуаля, но и добавляли детали, соответствующие новому статусу модели. Так, на тканом портрете Павел I облачен в парадный мундир Лейб-гвардии Преображенского полка. Шефство над полком Павел принял по вступлении на престол. В преображенском мундире он был во время коронации, проходившей 5 апреля 1797 года в Успенском соборе Московского Кремля. Все детали костюма и аксессуары переданы на шпалере подробно и тщательно. На голове императора белый парик с буклями, треугольная фетровая шляпа с бантом из черной с золотыми полосками репсовой ленты, с ажурной звездой, плетеной из золоченой нити. Поля шляпы декорированы широким золотым позументом и опушкой из страусового пера. На шее повязан черный галстук, на грудь спускается небольшое белое жабо. Парадный мундир с шитьем и обшлагами, назначенными Преображенскому полку, перепоясан офицерским шарфом, плетеным из серебряных и цветных шелковых нитей. На мундире звезды орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского, на ленте орден Святой Анны, на цепи Мальтийский орден в виде креста с расширяющимися раздвоенными концами. На левой стороне мундира нашит белый полотняный знак Мальтийского ордена. Через правое плечо перекинута голубая Андреевская лента, скрепленная на бедре знаком ордена, изображающим Святого Андрея, распятого на «косом» (Андреевском) кресте. Обнаженной кистью правой руки Павел опирается на трость. На левой руке – белая замшевая перчатка с крагами. Ниже виден эфес шпаги.
На портрете Павла I с виртуозным мастерством показана фактура разных материалов. Плавными переходами сближенных полутонов передана мягкая моделировка лица, живой блеск глаз, румянец. Этот портрет – прекрасный образ расцвета отечественного искусства шпалеры. Путь совершенствования, пройденный русскими ткачами менее чем за сто лет, позволил российским шпалерам встать на один уровень с работами западноевропейских производств, создававших ковры-картины со времени средневековья. Эволюция мастерства ярко выражает общую для всех тенденцию к сближению ткачества со станковой живописью. Это достигалось с помощью расширения палитры оттенков для окраски нитей, а также применением тонкого шелка для воспроизведения мелких деталей рисунка.
Эта шпалера впервые упомянута в 1801 году в описи убранства библиотеки Марии Фёдоровны: «На стенах картин разной величины в золоченых рамах двадцать шесть, в том числе большой портрет, тканый разными шелками, Государя Императора Павла Петровича».
В 1807 году архитектор Воронихин изменил архитектурный объем комнаты: наружная стена была разобрана и заменена застекленным эркером – «фонариком», выступающим в Собственный сад императрицы. После этой переделки портрет переместили в Спальню Марии Фёдоровны на стену над диваном, который служил местом её отдыха.
В годы Великой Отечественной войны портрет был своевременно вывезен в эвакуацию. В наше время тканый портрет императора Павла I в резной золоченой раме, подчеркивающей его сходство с живописью, находится на своем историческом месте.
Санкт-Петербург. Конец XVIII века.
Петербургская шпалерная мануфактура.
Шерстяные и шелковые нити; ручное ткачество. Плотность: 9-10 нитей основы на 1 см. Размер: 117 х 95 см.