Столик-бобик в технике маркетри
Столик-бобик из коллекции Павловского дворца-музея – блестящий пример русского мебельного искусства в технике маркетри. Этот метод (в переводе с французского маркетри – мозаика) заключается в подборе рисунка из кусочков, различных по цвету и форме, ценных пород дерева. При этом слой благородного дерева скрывает основу из простых пород.
Искусство маркетри, популярное в Европе еще в эпоху Возрождения, в России становится модным во второй половине XVIII века. Согласно описи, столик-бобик в Павловск привезли в апреле 1787 года из Петербурга: «полуцыркульной столъ набраной разнымъ деревомъ цветной работы, насредине стола набрана из разнаго дерева и представлено расположения здешнего места по борту и под ношками бронзовая работа…». В 1794 году после завершения отделки парадных комнат дворца этот столик был помещен в Парадную библиотеку великого князя Павла Петровича.
Форма столиков, которые современники называли выгибными, заимствована из Франции. В конце XIX века они получили название «бобик» – из-за очертания столешницы, напоминающую форму боба. Стол из коллекции «Павловска», фанерованный мореным кленом, палисандром, черным деревом, орехом, буком, пальмой, розовым деревом и грушей, выделяется исключительным качеством исполнения деревянной мозаики среди подобных предметов, выполненных в технике маркетри. Сплошной мозаичной картиной декорирована не только столешница и подстолье, но даже сложные по форме ножки и проножка стола. Лейтмотив декора – виды Павловского парка. В центре столешницы на первом плане изображены река Славянка с мостом и лодками, Круглый пруд, прогуливающиеся дамы с кавалерами; на втором плане – Большой дворец, Мариинский госпиталь, Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, статуя Цереры и обелиск с монограммами «РР» и «МF» в медальонах. В этой наборной панораме художник объединил почти все постройки Павловска. Некоторые отступления от правил перспективы и топографической точности восполняются непосредственностью рисунка. Вероятно, оригиналом для наборной картины послужила работа русского художника–пейзажиста С.Ф. Щедрина. Столешница обрамлена широкой наборной полосой с фигурами людей, колоннами и растительным орнаментом. Край столешницы украшен поясом чеканной золоченой бронзы, ножки – золочеными латунными башмачками.
В медальонах на царге и массивных фигурных ножках изображены различные парковые павильоны: посвященный Екатерине II Храм Дружбы, Старое Шале – одно из любимых мест Марии Федоровны, напоминающее ей детство, и павильон в парке ее дяди герцога Вюртембергского, живописные развалины павильона-руины. Изображения на столике-бобике – одни из самых ранних в иконографии Павловска. На фигурной проножке стола размещен набор в виде невысокой плетеной корзины с крупными цветами, обрамленными тонкими стеблями с легкими, словно разбросанными по сторонам мелкими цветами и листьями. Сравнивая аналогичные композиции на бюро из коллекции ГМЗ «Царское Село», где изображена подобная корзина цветов, и бюро из собрания Гатчинского дворца-музея со сходными изображениями павильонов Павловского парка, и сопоставив эти предметы с двумя подписными столиками из Государственного Исторического музея (ГИМ), А.М. Кучумов установил, что автором столика из Павловского дворца является Матвей Веретенников, крепостной столяр статского советника А.В. Салтыкова. Он работал в Петербурге в последней четверти XVIII века.
Произведения крепостного мастера отличались виртуозной техникой исполнения, разнообразием изобразительных мотивов и подлинной живописностью. Органично соединяя в своих работах пейзажную композицию с жанровыми или аллегорическими сценками, мастер часто добавлял к ним цветочные и геометрические орнаменты.
Свидетельством высокой оценки современниками таланта крепостного мастера служат два ломберных парных стола из собрания ГИМа, где на столешницах, под картинами, в медальоне выгравировано его имя. Разрешение поставить свою подпись на лицевой стороне было большой честью, особенно для крепостного мастера.
Веретенников в основном работал по заказам императорского двора. Наглядным примером служат два бюро-цилиндра, одно из которых сейчас находится в собрании ГМЗ «Царское Село», а второе – в ГМЗ «Гатчина», а также два столика-бобика из собрания Павловского дворца – с изображениями павловского парка и с наборной картиной «Оперная компания» (последний в 1930-е был продан через В/О «Антиквариат» и в настоящее время находится в частном собрании за границей.
Столик-бобик в Павловском дворце соседствовал с мебелью А. Жакоба, Д. Рентгена, М. Карлена, А. Вейсвейлера. Это неопровержимо свидетельствует, что изделия русских мебельщиков высоко ценились при императорском дворе наряду с произведениями известных западноевропейских мастеров.