Фортепиано для императрицы
Прямоугольное фортепиано Цумпе, декорированное в технике деревянного набора, – один из редких музыкальных инструментов в коллекции Павловского дворца. Оно названо по имени создателя – Иоганна Цумпе. Его имя, место, год создания, а также имя музыканта и совладельца мастерской выгравированы над клавиатурой: «Iohannes Zumpe et Buntebart Londini fecerunt 1774 Princes street Hanover square».
Конструкция современного фортепиано – результат длительной эволюции инструмента, изобретенного в начале XVIII века в Италии Б.Кристофори и названного им «gravicembalo col piano e forte», то есть "клавесин, играющий тихо и громко". Фортепиано Цумпе – образец усовершенствований этого инструмента на протяжении XVIII и значительной части XIX века.
Иоганн Цумпе (1726 – 1790) – уроженец Саксонии, в середине столетия переехал в Англию. Несколько лет он работал в лондонской мастерской Б. Шуди, занимавшегося изготовлением клавесинов, а в 1761 году открыл собственное производство. При создании своих музыкальных инструментов Цумпе совместил новый для Англии, но хорошо известный мастерам Италии, Франции и Германии, музыкальный механизм с прямоугольным корпусом, который использовался в клавикордах и традиционных английских вирджиналах (небольших клавесинах). Усовершенствованные инструменты получались небольшими, легкими и музыкально более выразительными. Цена на фортепиано Цумпе была более низкой, так как корпуса в основном изготавливались из красного дерева без использования набора.
Самые популярные в Лондоне исполнители и учителя музыки – И.- К. Бах и Ч. Бёрни высоко ценили возможности маленького фортепиано Цумпе, и, рекомендуя инструмент своим многочисленным ученикам, фактически выступали в качестве агентов. И.-К. Бах одним из первых начал сочинять музыку для фортепиано. В короткое время инструмент обрел популярность как в Лондоне, так и за его пределами, а И. Цумпе стал поставщиком Двора.
В музейных коллекциях Англии, Голландии, Германии и Америки хранится 18 прямоугольных фортепиано работы Иоганна Цумпе. Инструмент, находящийся в Павловске, от всех известных отличает великолепная отделка в технике деревянного набора и инкрустации. Его корпус выполнен из красного и розового дерева, а орнаментальный декор набран из разных пород – палисандра, груши, вишни, яблони и клена. Внешняя поверхность крышки фортепиано с помощью набора в виде гирлянд из зеленых листьев и жемчужника зрительно разделена на три части. В центральной, в середине раскрывшегося цветка размещен овальный медальон с изображением сидящей женской фигуры с лирой и раскрытой нотной тетрадью. В боковых – лавровые венки с композициями из музыкальных инструментов. На внутренней стороне крышки расположены три гофрированные розетки с цветком в центре, их объем создан благодаря тщательно подобранному по направлению рисунка волокон и цвету дерева. Наряду с породами дерева с выразительной природной окраской для придания древесине зеленого цвета мастер использовал травление, для создания теней – обжиг.
В центре торцевой части крышки на гирлянде находится медальон с изображением головы Аполлона. Нижнюю часть корпуса огибает широкая орнаментальная полоса из стилизованных пальметт и лотосов, по углам расположены овальные розетки в виде цветов; фигурные ножки украшены гирляндами из пальметт, цветов и вазонов. Гравировка придает набору графичность.
Этот уникальный, легко узнаваемый декор позволил прояснить историю инструмента. В 2001 году американский исследователь Лоренс Либин, обнаружив в собрании Музея сэра Джона Соула (Лондон) рисунок архитектора Роберта Адама, основоположника стиля классицизм, сделал сенсационное открытие. Благодаря надписи на рисунке: «… вид фронтальный и вид сверху к пьяно-форте для императрицы России. 30 апреля 1774...», и бесспорному сходству рисунка и декора корпуса инструмента он определил, что хранящееся в Павловске фортепиано И.Цумпе – единственный музыкальный инструмент, отделка которого выполнена по рисунку прославленного архитектора. Благодаря все той же надписи на рисунке стало известно, что заказчицей этого фортепиано была сама императрица Екатерина II. Предположительно, фортепиано предназначалось в подарок великой княгине Натальи Алексеевне, которая в сентябре 1773 года стала супругой сына императрицы, великого князя Павла Петровича.
Сама Екатерина II музыку не понимала, а исторические анекдоты говорят, что "она не находила гармонии в музыке и всегда была к ней равнодушна. Однако никогда не выказывала этого и всегда на концертах, при пении и игре музыкантов, поручала кому-нибудь из знатоков подавать ей знак, когда надо было аплодировать". Можно сказать, что к музыке она относилась прагматично. В наставлении будущей невестке Екатерина наряду с рукоделием рекомендовала занятия музыкой как средство от ощущения «пустоты в течении дня», праздности, которая «влечет за собой скуку», и для «разнообразия досуга». Между тем известно, что великая княгиня Наталья Алексеевна, любила музыку и, находясь в России, училась пению. Приобретенное Екатериной II фортепиано, принадлежало великой княгине не более года – в апреле 1776 года она скончалась во время родов.
В том же 1776 году великий князь Павел Петрович вступил в брак с Вюртембергской принцессой Софией Доротеей, получившей при крещении имя Мария Федоровна, которая стала следующей владелицей фортепиано.
В Павловске, с первых лет его основания, находились различные клавишные инструменты «клевикорты … с пулпетом», «пьяно-форте с органами красного дерева», «клевикорты лакированные палевые с цветами на ношках». Фортепиано Цумпе – «клавикорты, набранныя из разных дерев» – впервые упоминается в описи предметов, находившихся в Розовом павильоне в 1817 году. Появление инструмента связано с легендой, пересказанной историком Павловска М. И. Семевским. Однажды кто-то из гостей императрицы Марии Федоровны написал в альбоме Розового павильона: «Здесь находится все, что можно пожелать, жаль, что нет фортепиано». В тот же день Государыня приказала поставить прямоугольное фортепиано в Розовый павильон, где оно находилось до 1941 года.
В начале Великой Отечественной войны инструмент был эвакуирован в Новосибирск. После воссоздания Павловского дворца его разместили в Будуаре императрицы Марии Федоровны на втором этаже центрального корпуса дворца.
В 2011 – 2012 годах была проведена комплексная реставрация деревянного корпуса и музыкального механизма фортепиано. По завершении работ известный петербургский музыкант Юрий Семенов исполнил сочинения В.-А. Моцарта, написанные композитором в эпоху использования фортепиано Цумпе.