Мозаики с видами Павловска
Научный сотрудник Ольга Баженова рассказывает о четырех мозаичных панно с видами Павловского парка.
Изображения парковых павильонов на трех мозаиках из коллекции Павловска, помогли установить время их создания.
Всего в фондах дворца хранится четыре мозаики с видами Павловска, но лишь одна – «Вид на Большой дворец со стороны Мариентальского пруда в Павловске» подписана автором – петербургским мозаичным мастером Георгом Веклером (1800 -1861). По всей видимости, он преподнес ее вдовствующей императрице Марии Федоровне в 1824-м году. Мозаика была помещена в Библиотеку Росси.
На остальных трех мозаиках изображены Старое шале, Колоннада Аполлона и Новое шале. Очевидно, что они составляют единую серию: все мозаики восьмиугольной формы, мозаичные изображения павильонов обрамлены двойным белым кантом и черной полосой с повторяющимися стилизованными цветками. Сами мозаики окантованы в одинаковые рамки золоченой бронзы с идентичным растительным орнаментом.
Из документов известно, что Георг Веклер в 1820-х годах создал несколько мозаик с «видами загородных дворцов». Логично было предположить, что и эти неподписанные работы также могли выйти из его мастерской, и поэтому могут быть датированы 1820-ми. Именно с такой атрибуцией мозаики неоднократно экспонировались на различных выставках как в России, так и за рубежом.
Однако документы Павловского городового правления помогли установить более раннюю дату их поступления и проследить интересную историю их бытования уже в стенах Павловского дворца. Из рапорта гоф-фурьера Подгорного стало известно, что три «мазаической работы в бронзовых рамках картин малой величины», помещенные в один футляр красного сафьяна, были доставлены в Павловск 24 августа 1809 года. Первоначально они оказались в дворцовой кладовой, но приписка в описи указывает, что вскоре все три мозаики были взяты на половину великой княжны Екатерины Павловны.
Напомним несколько исторических фактов. В апреле 1809 года в императорской семье состоялась очередная свадьба: вел. кн. Екатерина Павловна сочеталась браком с принцем Георгом Ольденбургским. В отличие от своих трех старших сестер, которые после свадебных торжеств в Петербурге, отправились на родину своих мужей, Екатерина Павловна осталась в России. Ее супруг перешел на русскую службу и был назначен тверским, ярославским и новгородским губернатором, а также получил должность директора путей сообщения. Через несколько месяцев стало ясно, что в семье принца Ольденбургского будет прибавление. Первенец должен был родиться в августе 1810 года.
Вдовствующая императрица Мария Федоровны, которая обычно с мая по август жила в Павловске, выразила настойчивое желание, чтобы последние месяцы беременности ее дочь находилась рядом с ней. По распоряжению Марии Федоровны для вел.кн. Екатерины Павловны срочно обустраиваются новые помещения в верхнем этаже левого флигеля Большого дворца. К лету 1810 года все работы были закончены и составлена «Опись флигелю при Главном доме на половине Ея Высочества великой княгини Екатерины Павловны». Один из интерьеров был оформлен как Палатка: стены в таких залах обтягивали тканью. В описи детально указано, что стены Палатки были «обиты по розовой китайке кисеею белою, а фестоны и кисти вышитые золотом разными шелками и обшиты серебреною бахромою, во круг оной палатки стрелы деревянные крашенные черною краскою, а по краям вызолочено». В этом нарядном интерьере находился «камин белаго мрамора, в нем три вида из мозаических каменьев: Новое Шале, Колоннада и Старое Шале в бронзовых рамках». Все последующие описи левого флигеля дворца вплоть до 1908 года подтверждают нахождение трех мозаичных вставок с видами Павловского парка на этом камине.
При национализации дворца музейные сотрудники обратили внимание на прекрасно исполненные мозаики с видами парковых павильонов, историческая и художественная ценность которых была бесспорна. Мозаики были поставлены на музейный учет, аккуратно изъяты из камина и помещены в Библиотеку Росси.
Поскольку мозаики впервые зафиксированы в документах 1809 года, они никак не могли выйти из мастерской Георга Веклера, которому в это время было всего 9 лет. Изображения на самих мозаиках позволяют довольно точно установить нижнюю временную отметку их изготовления. Так, Колоннада Аполлона, созданная по проекту Чарлза Камерона в 1782 году, первоначально находилась не на берегу Славянки, а на поляне. На мозаике Колоннада представлена уже на новом месте с действующим водным каскадом. Известно, что Колоннаду переместили около 1800 года. В это же время в Павловском парке было построено и Новое Шале. Следовательно, серия из трех мозаик могла быть изготовлена в промежуток между 1800 и 1809 голами. Будем надеяться, что со временем архивы помогут выяснить имя мозаичного мастера, создавшего эту серию.