Бра из будуара императрицы
Блистательные люстры Павловского дворца всегда были на виду у посетителей. Кажется, о них известно все. Большинство появилось в Павловске при его первых владельцах – Павле Петровиче и Марии Федоровне. Но, несмотря на внушительный возраст – а многим светильникам более 200 лет, – тайны некоторых до сих пор не раскрыты.
- В коллекции подвесных осветительных приборов дворца 221 предмет, – рассказывает научный сотрудник музея-заповедника «Павловск» Ольга Баженова. – Кроме 64 люстр это 30 фонарей и 127 бра (или стенников). У люстры источники света расположены снаружи, у фонаря – внутри. Фонарями любили освещать дворцовые анфилады: стекло защищало пламя свечей от сквозняков.
Большая часть светильников Павловска выполнена в стиле классицизм: в конце XVIII века уровень лучших мастеров Петербурга и Москвы был сопоставим с работами французских бронзовщиков и стекольщиков. Правда, в России тогда работали в основном специалисты из Германии, Швеции, Швейцарии. А моду, под влиянием которой творили мастера во всей Европе, диктовала Франция. Иногда лишь благодаря документам можно определить, где была изготовлена люстра.
Есть еще одна «подсказка». Красное рубиновое стекло на рубеже XVIII-XIX веков в убранстве осветительных приборов использовали только в России. Именно такое стекло свидетельствует, что люстра на 30 свечей с хрустальными подвесками, украшающая Итальянский зал дворца, изготовлена в России. Хотя ее обильный бронзовый декор – путти, козлиные маски, гирлянды листьев и гроздья винограда – вполне мог быть создан французскими бронзовщиками.
В архивах удалось обнаружить сведения, что эту люстру сделали в России по мотивам дорогой французской стоимостью 24 000 рублей, заказанной для Михайловского замка. «Копия» тоже поначалу находилась в замке в Тронном зале Марии Федоровны, а в 1804 году поступила в Павловск. Как рассказывает Баженова, до недавнего времени авторство приписывали известному мастеру Иоганну Цеху. Но эта люстра не похожа ни на одну из его работ. Современная версия: ее изготовил Пьер Ажи, петербургский мастер швейцарского происхождения.
В коллекции фонарей самыми загадочными считаются два уникальных светильника из Греческого зала, которые появились в его убранстве еще в 1790-х годах. Есть легенда, что один из фонарей был создан во Франции лучшим мастером того времени Пьером Гутьером, а второй по его образцу сделан в России. Но качество работы одинаковое, да и французские искусствоведы не признали, что какой-либо из этих фонарей мог быть выполнен их знаменитым соотечественником. Зато натолкнули на мысль: не исключено, что светильники были сделаны специально для Павловска. Якорь – морской символ, а Павел был генералом-адмиралом.
Но у якоря, тем более опутанного водорослями, есть и другой смысл – это аллегория семейного покоя и благоденствия. Камыши и птички – знаки плодородия, а изображения подсолнуха в верхней части фонарей – символ благодарности. Если учесть при этом расположение Греческого зала, который соединяет мужскую и женскую половины дворца – северную и южную анфилады, то аллегорию можно прочесть так: великокняжеская чета обрела здесь покой и благоденствие и благодарит за это Екатерину II, которая подарила им земли Павловска по случаю рождения первого внука.
Как полагает исследователь, фонари могли быть выполнены по эскизам Чарлза Камерона, по проекту которого был построен Павловский дворец и большинство парковых павильонов. В пользу этого свидетельствует и альбом графики зодчего, где есть рисунки мебели для Павловского дворца и даже люстра с декором в виде якоря. Возможно, со временем найдутся и документы, которые подтвердят эту версию.
В коллекции бра, которая считается едва ли не лучшей в России, самыми совершенными признаны парные светильники на три свечи из будуара Марии Федоровны. Витые рожки со сложным чеканным декором венчают женские головки, на которых установлены корзины с фруктами. Происхождение этих бра пока не удалось подтвердить документами, но есть предположение. Аргументы в пользу того, что они созданы Пьером Гутьером, привел французский исследователь Жак Робике в 1912 году. Безупречное качество чеканки, элегантность композиции, по мнению специалиста, сами по себе являются подписью знаменитого бронзовщика. Известно, что в Павловске бра появились до 1801 года, поскольку тогда они уже включены в опись дворца.
Сейчас сотрудники музея готовят каталог люстр, фонарей и бра, который поможет ценителям Павловска узнать интересные подробности об этой блистательной коллекции.
К сожалению, несколько предметов были изъяты из дворца во время распродаж 1920-1930-х годов. Иногда в музее с горечью узнают, что «родная люстра» была перепродана на очередном международном аукционе за баснословную сумму. К счастью, большинство исторических предметов из парадных залов уцелели во время Великой Отечественной войны, так как их смогли эвакуировать. Из 16 мраморных светильников Греческого зала, выполненных по одной модели, в эвакуацию был вывезен один. По его образцу после войны воссозданы утраченные. Два разбитых мраморных светильника найдены в Павловске и недавно отреставрированы.
В предкарантинные дни, когда дворец уже был закрыт для посетителей, сотрудники промыли и «обеспылили» люстры. Во всем блеске они ждут открытия нового сезона.