Перламутровая шкатулка работы венских мастеров
Заместитель директора ГМЗ «Павловск» Рифат Гафифуллин рассказывает об уникальной перламутровой шкатулке работы венских мастеров.
Собрание Государственного музея-заповедника «Павловск» включает значительное количество предметов, выполненных из перламутра. Наиболее ценный из них – шкатулка, которая была подарена императрице Марии Федоровне ее дочерью, великой княгиней Марией Павловной в 1826 году. Императрица поместила ее в Будуар Павловского дворца.
Шкатулка прямоугольной формы с двойными стальными ручками облицована перламутром и украшена ажурными стальными накладками. Ее украшают девять миниатюр с видами Вены и Бадена (Карлсбада): на каждой из четырех сторон расположено по две миниатюры, на внутренней стороне крышки на кармане – одна. Их выполнил австрийский художник Балтазар Вигант (1771-1846) в смешанной технике акварели и гуаши. На передней панели слева изображен Таборский мост, справа – Карлскирхе и Политехническая школа, на правой панели слева – вид на Вену от Каринтийских ворот, справа – вид от Деблинга на Вену. На задней панели слева – вид на церковь Св. Хелены, справа – вид от Пратера на город. На левой панели мы видим цирк в Пратере и Антонсбрюке в долине Хелененталь под Баденом, на кармане – вид на церковь Св. Хелены и замок Раухенштайн. Внутри над замочной скважиной помещен облицованный перламутром маленький органчик («механическая гармоника»), который исполняет две мелодии. Содержимое шкатулки – обтянутые сафьяном записная книжка и бювар, декорированные стальными накладками, перламутровая ванночка, хрустальные чернильница и песочница с перламутровыми крышками, перламутровая линейка, серебряная печатка, перламутровые принадлежности для шитья, лупа, ухочистка. Футляр снаружи обтянут красным сафьяном и белым атласом внутри. В шкатулке две кнопки: одна откидывает переднюю стенку, вторая выдвигает футляр для хранения писем и бумаг, а также конторку. Кнопка на конторке поднимает стальной станок с подставкой для перьев и отделениями для чернильницы и песочницы.
В первой половине XIX века Вена была центром производства различных галантерейных перламутровых изделий. Одним из самых известных венских токарных мастеров по перламутру был Карл Шмидт (работал в 1810-1840-е годы). Он получил несколько патентов на усовершенствование производства изделий из перламутра. Так, в 1826 он получает патент на «изобретение механизма, приводимого в движение силою воды и лошадьми для изготовления фабричным способом всех видов галантерейных товаров из перламутра с украшениями из золота, серебра, бронзы и стали, которые до сих пор создавались только тяжелым ручным трудом, с целью уменьшения их цены».
Как правило, венские мастера не подписывали свои работы, в настоящее время известны лишь единичные подписные работы, среди которых произведения Карла Шмидта и его компаньона Иоанна Танцволя, который изготавливал крупные предметы, облицованные перламутром, в частности мебель. Павловскую шкатулку отличает высокий художественный уровень исполнения; все детали шкатулки и предметов, составляющих ее содержимое, проработаны с особой тщательностью. Можно предположить, что шкатулка вышла из мастерской ведущего венского мастера второй четверти XIX века Карла Шмидта.