Быть может Вы ищете:

Волк в пастушьем кафтане

Научный сотрудник музея-заповедника Ольга Баженова рассказывает об интересном пресс-папье из Пилястрового кабинета Марии Федоровны.

Волк в пастушьем кафтане

В Пилястровом кабинете императрицы Марии Федоровны на письменном столе стоит любопытное пресс-папье. Это беломраморное овальное плато, увенчанное композицией золоченой бронзы из трех фигур: волка, одетого в пастуший кафтан и шляпу, и двух лежащих овец. В передней лапе волк когда-то держал посох, но он утрачен.

Великолепное качество чеканки и золочения фигурок говорит о французском происхождения этого пресс-папье. Жанровая сценка, изображающая волка в образе пастуха, натолкнула на мысль, что этот сюжет мог быть заимствован из басен Лафонтена. Действительно, в третьей книге басен Лафонтена находим интересующую нас басню под названием «Волк, ставший пастухом».

По нужде Волк постился:
Собаки стерегли и день, и ночь овец.
Однако же и Волк был не глупец.
Вот думал, думал он и ухитрился,
Да как же? — пастухом, проклятый, нарядился:
Надел пастуший балахон,
Накрыл себя пастушьей шляпой,
И, опершись о посох лапой,
Подкрался в полдень к стаду он…

Композиция навеяна картиной Жана-Батиста Удри, французского живописца и гравера. Его иллюстрации к одному из изданий «Басен» Лафонтена пользовались большой популярностью в XVIII веке. В 1722 году он написал картину к басне «Волк, ставший пастухом», которая хранится в Музее Лафонтена в замке Тьерри во Франции.

Пресс-папье связано с представителями разных поколений императорской фамилии, которые жили в Павловске. Согласно самой первой «Описи Среднему этажу Главного дома», составленной в 1801 году, в Ковровом кабинете на половине императора Павла I на бюро розового дерева находилась «накладка на письма мраморная белая овальная с бронзовыми бусами сверх которой медведь в одеянии и две овечки бронзовые». Несмотря на то, что в описании вместо волка указан медведь, нет никаких сомнений, что речь идет именно о нашем пресс-папье.

В 1817 году по случаю бракосочетания вел.кн. Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты в левом флигеле Большого дворца для них были приготовлены апартаменты, куда, очевидно по распоряжению императрицы Марии Федоровны, была перемещена часть предметов из центрального корпуса дворца. Среди них была и «накладка белаго мрамора, на нем три бронзовые фигуры», которая располагалась теперь на бюро тополевого дерева. Семья вел.кн. Николая Павловича стала быстро разрастаться, и в 1822 году для великокняжеской четы были выделены более просторные апартаменты в Александровском дворце, а пресс-папье осталось на старом месте в левом флигеле.

О нем вспомнили в 1824 году в связи с новым бракосочетанием в императорской семье, на этот раз самого младшего сына Марии Федоровны — вел.кн. Михаила Павловича с вел.кн Еленой Павловной, урожденной принцессой Вюртембергской. Их местопребыванием в Павловске был определен Константиновский дворец. Туда, в уборную вел.кн. Елены Павловны в 1824 году и была перемещена «накладка белого мрамора, на коей бронзовый волк в пастушьей одежде с 2-мя овцами». В 1849 году после смерти вел.кн. Михаила Павловича многие предметы из убранства Константиновского дворца оказались в дворцовых кладовых, в том числе и этот пресс.

В убранство Пилястрового кабинета императрицы Марии Федоровны. Пресс-папье «Волк, ставший пастухом» вошло после Великой Отечественной войны.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024