С почтением к раме
Научные сотрудники Павловска приняли участие в Международной конференции «Картина-рама-образ», которая прошла в Музее истории Санкт-Петербурга.
Рама как самостоятельный предмет декоративного искусства редко становится объектом профессиональных исследований. Тем ценнее опыт коллег из различных музеев России и мира по изучению и сохранению этой части художественного наследия. На конференции в Санкт-Петербурге прозвучало 25 докладов, представленных сотрудниками различных музеев и научных организаций России, Европы и США.
В Павловске хранится богатая коллекция картинных рам. Главный хранитель музея-заповедника А.Н. Гузанов рассказал о реставрации и воссоздании рам после Второй мировой войны. Эвакуировать удалось лишь небольшое количество: к счастью, они сохранились и вернулись в родной музей. Так, в Общем кабинете на первом этаже дворца можно увидеть подлинные резные золоченые рамы французской работы второй половины XVIII века, которые оформили два портрета Генриха IV – копии с полотен Франса Поурбуса Младшего. Сохранились и шесть рам к работам хозяйки дворца – императрицы Марии Федоровны. Бесспорным шедевром коллекции считается бронзовая золоченая рама с изображением папского герба в картуше к мозаике Ч. Агуатти «Вид Колизея» - подарок Папы Пия VI хозяевам дворца во время их путешествия по Европе в 1781-1782 годах. В Павловске мозаику разместили в Малиновом кабинете дворца на широком оконном откосе, где она находится и сегодня. Большая часть картинных рам из исторической коллекции Павловского дворца была утрачена в годы оккупации, некоторые из них были восстановлены по довоенным документам и фотографиям.
Сотрудники научно-фондового отдела Павловска А.Б. Никифорова и Н.И. Стадничук посвятили свой совместный доклад реставрации двух необычных рам для произведений первой хозяйки дворца из экспозиции Общего кабинета, а также обрамлению фарфоровых тарелок в декоре стен Розового павильона в первой четверти XIX века.
Рамы, оформляющие «рисунки собственных трудов» Марии Федоровны, необычны тем, что помимо традиционных элементов декора, в их верхней части размещены вставки с изображением известнейших памятников Рима. Они появились после реставрации два года назад, а до этого ниши в рамах долгое время пустовали. При этом на старых фотографиях видно, что там находились мозаики с изображением римского Пантеона и храма Весты в Тиволи. Готовясь к реставрации рам, научные сотрудники сравнили фотоизображения с хранящейся в Особой кладовой музея микромозаикой, выполненной на золотой пластине, – она также изображает Пантеон. Полностью совпадая по размерам с нишей на раме, этот предмет напоминал лопасть античной «катушки» - сувенира, который первые хозяева дворца скорее всего привезли из своего путешествия по Европе. На второй части «катушки» размещалась мозаика с изображением храма Весты в Тиволи. Специалисты полагают, что для оформления своих работ Мария Федоровна распорядилась разделить «катушку» на две части, которые и стали дополнительным украшением рам. К сожалению, вторая мозаика была утрачена еще до Великой Отечественной войны. В процессе реставрации рам мастера из фирмы «Дедал» сделали фарфоровые расписные копии этих мозаичных вставок, которые и восполнили ниши. Оригинальная золотая пластина с мозаикой по-прежнему хранится в Особой кладовой.
При Марии Федоровне в оформлении стен Розового павильона стали использовать фарфоровые тарелки, заключенные в золоченые рамы. Таким образом утилитарный предмет полностью терял свое первоначальное назначение и превращался в картину, поскольку посетителям павильона были видны лишь изображения на тарелке - жанровая или мифологическая сцена, либо пейзаж. Как выяснили исследователи, Павловск стал одной из первых резиденций в Европе, где был использован такой прием декорирования интерьеров.