Воссоздание исторического пейзажа по технологии XVIII века
На Тройной Липовой аллее Павловского парка проведены уникальные работы по воссозданию части исторического пейзажа по технологии XVIII века – посадка трех деревьев липы мелколистной в зимний период.
Тройная Липовая аллея была спроектирована архитектором Ч. Камероном как основная композиционная ось Придворцового района Павловского парка и предназначалась в качестве парадного подъезда ко дворцу. Аллея представляет собой ансамбль из трех дорог: широкая средняя – для экипажей, и по бокам – две более узкие тенистые аллеи для пешеходных прогулок.
Для осуществления этого грандиозного замысла, в 1790-м году из Голландии и Новгородской губернии были привезены более 300 деревьев липы.
В XVIII веке кронам деревьев придавалась конусообразная форма с помощью стрижки, что являлось одним из главных требований при создании регулярной части парка. Следы от этих процедур можно увидеть на коре деревьев в виде больших наростов.Спустя годы, чтобы сохранить и продлить декоративность аллеи в первозданном виде, деревья омолаживали путем кардинальной обрезки верхней части кроны. Эти работы проводились дважды: сразу после Великой Отечественной войны в 1946-1948 годах и в 1972 году. После такой подрезки липовые деревья легко образуют молодую поросль. В последующие годы применялась только шпалерная обрезка боковых ветвей деревьев для поддержания исторической перспективы – великолепного вида на дворец со стороны Парадного поля.
Поразительно долгая жизнь, изумительная неприхотливость и невероятные целебные свойства всех частей этого уникального дерева снискали липе поистине легендарную славу. Однако, с течением времени, некоторые деревья уходят от нас. На смену им специалисты музея-заповедника начали искать липы в самом парке. Требования были жесткие: молодые деревья должны были произрастать на открытых участках, обладать раскидистой кроной и хорошим штамбом, высотой от 10 метров и возрастом от 30 до 40 лет. И такие деревья нашлись: одно дерево липы – на участке у Садоводства Боде и два – у Пильбашенного спуска.
Работы по перевозке и посадке молодых деревьев липы прошли успешно. Выкорчевку старых пней и подготовку посадочных ям к пересадке специалисты провели накануне.
Посадки деревьев в зимний период на территории Павловского дворцово-паркового ансамбля начали применять уже при его создании в конце XVIII века. Садовники того времени заметили, что зимняя посадка крупномерными деревьями значительно увеличивает шансы пересаживаемого дерева на успешную приживаемость. Земляной ком при выкопке зимой не осыпается, корневая сиcтема почти не повреждается. Зимой у деревьев замедляются все жизненные процессы, останавливается вегетация. В архивных документах музея сохранилась запись 1790 года о посадке дуба зимой недалеко от Храма Дружбы и особо отмечено «для его лучшей приживаемости». Подобная технология широко применялась в основном в исторических парках, где было очень важно, чтобы та или иная порода деревьев, несомненно, прижилась.
Павловский парк – один из уникальных парков мира. Он создан на основе лесного массива великими мастерами своего времени, оставившими каждый свой след в парковой композиции: Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Жан Франсуа Тома де Томон, Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Карл Росси. Особую роль в формировании пространств парка и его пейзажей сыграл Пьетро Гонзаго. Будучи декоратором по профессии, художник отнёсся к территории парка как к театральной сцене. Он формировал пространства и создавал свои пейзажи, которые воспринимались с дорожек парка как декорации отдельных сцен спектакля природы конкретного места.
«Что шаг, то новая в глазах моих картина...» – воспел Павловский парк в своем стихотворении «Славянка» русский поэт Василий Жуковский.
Во время оккупации Павловска в годы Великой Отечественной войны в парке было вырублено 70 тысяч деревьев, взорваны мосты, уничтожена мелиоративная система, изуродована траншеями сеть дорог. Работы по возрождению Павловска начались сразу после его освобождения в 1944 году по инициативе директора Павловского дворца-музея и парка А.И. Зеленовой, и продолжаются по сей день.
Настольными книгами у специалистов по обеспечению сохранности объектов культурного наследия «Павловский парк» являются довоенные труды профессора Л.М. Тверского, которые он вел совместно с художником-архитектором Л.Д. Акоповой и инженером-паркостроителем Ю. Лосовским по пейзажно-ландшафтной инвентаризации участков Павловского парка; проектные разработки по реконструкции парка главного архитектора проектного подразделения ОАО «Ленпроектреставрация» Е.А. Комаровой; уникальная книга О.А. Ивановой «Павловский парк» являющейся на сегодняшний день основой для будущих работ по изучению и воссозданию парковых пейзажей.
Благодаря архивным документам – планам, рисункам, фотографиям, акварели О.А. Ивановой, несколько дней назад, в районе Долины реки Славянки у Висконтиева моста возрожден исторический пейзаж: на свои места вернулись три дерева серебристой ивы, ель и сосна. Все деревья – это крупномерный посадочный материал, посадка произведена по технологии XVIII века в зимний период. Серебристые ивы привезены из города Ярославля и посажены «букетным способом» по методике П. Гонзага, которая впервые им применена в Павловском парке в районе Парадного Поля.
Парк как произведение садово-паркового искусства, пожалуй, одно из самых сложных среди других видов искусств. Оно в корне отлично, к примеру, от живописи или архитектуры, прежде всего, своей динамикой. Он изменяется постоянно и во времени и в пространстве. Задача сохранения парковых пейзажей заключается в максимальном приближении к идеям художников, архитекторов, к общей эмоциональной и художественной характеристики пейзажа, при обязательном условии учета естественного хода развития фитоценозов.
Павловский парк – всемирное наследие. Он должен сохраняться всеми, из поколения в поколение.