Музеи в современном мире: культурные традиции и пути модернизации
Лекция, прочитанная В.А. Дементьевой, директором Государственного музея-заповедника «Павловск» в День знаний, 1 сентября 2014 года, в Государственном университете профсоюзов
Музеи в современном мире: культурные традиции и пути модернизации
Я хочу поздравить вас с началом учебного года. В этот день даже банальные слова звучат по-особому.
Сегодня на торжественной церемонии Дня знаний вы услышали напутствия от многих людей, по праву причисленных к международной культурной элите. Но в душу мне запали слова А.Н. Сокурова: «Ничего не бойтесь». Для тех, кто родился в СССР, эти слова понятны. У вашего поколения есть выбор и есть свобода. Но во все времена подлинную свободу можно обрести, лишь сохраняя верность знанию и преданность профессии. В вашей жизни не все будет безоблачным. Случается всякое. Могут предать друзья, близкие, а профессия, которой верен - никогда.
Мне сказали, что вы - студенты III-IV курсов. Следовательно, со своим профессиональным выбором вы уже определились. В свою очередь, мои пожелания вам - посвятите свою жизнь профессии, которая даст вам не только хлеб насущный, но и не подведет, не обманет и не предаст.
Дорогие, возможно, мои будущие коллеги! Искусствоведы и музееведы!
Знаете, в прошлом веке нет-нет да возникали споры по поводу, является ли искусствоведение, искусствознание наукой, далеко ли оно ушло от обыкновенного знаточества. Может быть, потому так тихо и незаметно прошла одна из знаменательных дат - 245 лет искусствознания. Напомню, как ни странно, за дату рождения искусствоведения как науки принята дата смерти 18 июня 1768 года Иоганна Винкельмана - основателя научной археологии и искусствознания, автора знаменитой «Истории искусства древности». Существует поверье, что для становления любой отрасли знаний как науки необходимо три столетия. Якобы именно столько времени требуется поколениям исследователей для отработки словаря, инструментария и методик познания.
Конечно же, искусствоведение относительно молодая наука. Да и музейное дело не намного старше. Понятно, что я не говорю о собирательстве ценностей, которым с древнейших времен увлекались властители и знатные люди. Я говорю о музее как социально-культурном институте. Его концепция выработана в эпоху Просвещения. Хранение, изучение, собирательство - три кита традиционной модели музея. А много позднее прибавилась популяризация. Впрочем, как в нынешнее время, так и в прошлых веках - хранение памяти, накопление знаний и передача их из поколения в поколение - цель и смысл существования любого музея.
Уже более четверти века российские музеи стремительно модернизируются. Научились музеи и зарабатывать деньги. Все это было бы хорошо, если бы не было вынужденным.
Государственные субсидии покрывают затраты на содержание музеев лишь на 50-70%. В этой экономической ситуации жизнь государственных музеев совсем непроста. Однако музеям Петербурга удалось избежать как коммерциализации, так и угрозы превращения в культурно-развлекательные центры досуга, царство аттракционов.
Смешение жанров, конечно же, возможно. Вот только делать это могут люди высочайшей культуры и многих талантов.
Павловский дворцово-парковый ансамбль - традиционный музей, сознательно сделавший ставку на консерватизм. Этот выбор обоснован. Он удовлетворяет требованиям наших посетителей, ибо оберегает дух великой местности, где царит честная, доброжелательная и искренняя атмосфера, подлинная гармония. Современные технологии для нашего музея - лишь подсобные инструменты.
Дворцово-парковые ансамбли - императорские Петергоф и Царское Село - создавались исключительно в презентационных целях. Они призваны прославлять богатство, величие и славу России, это их идеологическая программа. В художественной программе (в частности, Петергофа) звучало: «Не хуже Версаля» - «Лучше Версаля», то есть прямой отсыл к соревновательности и заимствованию.
Павловск же создавался в ту эпоху, когда Российской империи уже ничего и никому не надо было доказывать. Он брал не блеском золота и роскошью драгоценных отделок. Здесь роскошь иного рода - высочайшее проявление художественного вкуса владельцев и гениальность исполнителей их воли.
В основе идейной программы Павловска - гуманистические ценности эпохи Просвещения, сентенции философии, выраженные в образах античной мифологии.
В художественном плане - выявление, по выражению Дени Дидро, двух волшебных свойств: естественности и гармонии. Достигаются они не менее волшебными средствами - симметрией и красивыми пропорциями.
На территории свыше 1000 га развивается грандиозный сценарий русского классицизма - Павловский дворцово-парковый ансамбль. В этом ансамбле ничего ни убавить, ни прибавить. Все сливается в общий гармоничный аккорд: дворец, павильоны, ландшафт с его дальними, средними, воздушными перспективами. Дорожно-тропиночная сеть управляет не только движением и ритмом, но и настроением, которое создают постоянно сменяющиеся при движении пейзажные картины. Цвет, светотени, звуки, запахи - они играют равноценную роль в этой сказочной симфонии красоты. Той красоты, от которой не наступает пресыщение, которая дарит человеку умиротворение и ощущение полной гармонии. По синтетичности Павловску нет равных.
Всем ансамблем, не только архитектурой, но и ландшафтом правит его величество Ордер самых изысканных и утонченных пропорций.
В исследовательской литературе прошлого столетия часто искались зарубежные аналоги, прототипы Павловска. Их находили среди английских, итальянских образцов. При этом упускалось из вида, что все страны, творившие свою версию классицизма (неоклассицизма), черпали и припадали к одному источнику - античности. В этом смысле при создании нового стиля у всех был равный стартовый капитал. Все страны проходили период ученичества. Для России этап ученичества и подражательства завершился уже в первой трети XVIII века. Именно императрица Екатерина Великая, испытывавшая подлинную страсть, одержимость строительством (по ее словам, «болезнь сродни пьянству»), указывала на необходимость самобытности в архитектуре. Она же впервые подняла проблему художественного вкуса и его формирования как общественную.
В Павловске творили великие мастера петербургской архитектуры. Но подлинными гениями Павловска явились Камерон, Воронихин, Гонзаго, создавшие русский национальный архитектурно-художественный ансамбль мирового значения. Их собственная национальная принадлежность, различие архитектурных школ не представляли особой важности. Русскость Павловска, конечно же, не только в масштабах преобразованной территории. Не в природных характеристиках ландшафта и растительности. Национальный дух проявился в особом понимании архитектоники.
Можно по всем правилам построить ордерную архитектуру, тщательно отработать все составные части, детали.
Все будет грамотно, но сухо, жестко. Такие примеры дает французский ампир. Это - как у Шекспира: «Так сладок мед, что, наконец, он горек. Избыток вкуса убивает вкус».
Павловск зачастую отступает от канонов. Архитектурные членения выстраиваются в ритмике напевной русской мелодии, контуры сооружений смягчаются светотенью архитектурных профилей, цветовая изысканность окраски фасадов придает легкость тяжеловесным сооружениям - все создает впечатление спокойной торжественности и вечной гармонии.
Гётевское «Архитектура - застывшая музыка» в нашем случае не только поэтический образ.
Пропорции Павловской архитектуры сродни музыкальным интервалам.
Гюго утверждал: «Архитектура - застывшая книга». И это имеет прямой смысл. Павловск можно пропеть и можно прочитать. Чем, собственно, и занимались поэты, писатели и музыканты. У Павловской культуры мощный пласт нематериального наследия. Музыку, прозу, стихи рождает этот уникальный культурный ландшафт на протяжении двух столетий.
Фактически дворцово-парковый ансамбль завершил свою эволюцию в первой четвери XIX века. Т.е. до наших дней он дошел без существенных исторических наслоений. Страшные военные разрушения не лишили его духа подлинности и даже аутентичности. Историческая коллекция собственно дворца - антики, французские и русские бронзы, живопись, фарфор, стекло, мебель, шпалеры, миниатюры, изделия из камня, архитектурная отделка интерьеров - представляет собою уникальную для России и всего зарубежья возможность познать художественную культуру конца XVIII и первой половины XIX веков во всей ее полноте и на самых высоких образцах.
По праву Павловск отнесен к компоненту Объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Коллеги! Все, что я сейчас вам сказала, это - введение, приглашение к путешествию в XVIII век. Буду рада, если оно вызвало у вас интерес.
Несколько поколений исследователей тщательно и добротно изучали павловскую культуру. Но, поверьте, темы далеко не исчерпаны.
Павловск еще ждет своего исследователя. Подскажу: историческому культурному ландшафту с его мощным материальным и нематериальным наследием сегодня требуется комплексное исследование. Вполне возможно, что автором такого исследования станет кто-то из вас.