Мундирное платье по форме Армейской пехоты
В апреле текущего года художник-реставратор ГМЗ «Павловск» Аделина Евгеньевна Каширина завершила работу над платьем из гардероба императрицы Екатерины II.
Платье представляет собой дамский вариант мундира армейской пехоты. Начиная с Петра I, российские императоры считались шефами Лейб-гвардии Преображенского полка и имели чин полковника. Петр принял на себя это почетное звание в день полкового праздника 6 августа 1706 года. Преемники Петра Алексеевича распространили свое шефство на другие полки российской армии и флота. Так, Екатерина II была шефом Лейб-гвардии Преображенского, Семеновского, Измайловского, Кирасирского, Конного и Гренадерского полков и как Почетный командир получила привилегию носить мундир подшефного полка. В обязанности шефа входило посещение полковых праздников, парадов, учений, вручение наград, присутствие на панихидах по погибшим воинам. «Сама государыня именовалась полковником всей гвардии. Она и мундир гвардейский в полковые праздники нашивала, то есть женское платье зеленого цвета с золотым галуном по борту и медными пуговицами,» - писал в своих мемуарах князь Иван Михайлович Долгоруков. Помимо гвардейских, у Екатерины Алексеевны были в гардеробе морские и армейские мундирные платья. Их цвет, покрой обшлагов и лацканов, галун и пуговицы соответствовали мундирам гвардейских офицеров, но шились не из сукна, а из плотного шелка.
Представленный в собрании ГМЗ «Павловск» мундир по форме армейской пехоты состоит из юбки, кофты с длинными руками и верхнего распашного платья с открытыми проймами и откидными узкими рукавами, прикрепленными к проймам со стороны спинки. До начала реставрации ткань платья была деформирована, запылена, отсутствовали все пуговицы на лифе кофты и часть пуговиц на лацканах верхнего платья. При отделке тканей во второй половине XVIII века красители не закрепляли, и они легко смываются водой. Даже при попадании мелких капель влаги на таких тканях образуются пятна. Поэтому реставратором была тщательно очищена ткань методом сухой чистки. Затем были убраны заломы и жесткие складки. После этого поверхность ткани приобрела первоначальную гладкость, блеск и живость красок. Для воссоздания недостающих пуговиц был привлечен мастер по изготовлению обмундирования для участников военно-исторических обществ и музеев Александр Волосевич, который отлил из латуни пуговицы нужной формы и размера.
После реставрации платье в экспозиционном виде включено в раздел Музея костюма, посвященный моде второй половины XVIII столетия.
Ответственный хранитель фонда костюма Н.М. Вершинина.