Cеврский туалетный сервиз
Специалисты реставрируют главный шедевр из коллекции фарфора Павловского дворца — севрский туалетный сервиз, подаренный первым владельцам Павловска французскими монархами — Людовиком XVI и Марией Антуанеттой.
Состоящий из 72 предметов туалетный прибор, выполненный в ювелирной технике накладных эмалей, — уникален и бесценен. Он выполнен в единственном экземпляре и никогда не повторялся. Мария Федоровна заботилась о сохранности бесценного подарка и, по преданию, никогда им не пользовалась. По прибытии в Павловский дворец прибор установили в ее Опочивальне на специальном столе и накрыли стеклянным футляром.
Технология создания такого эмалевого декора на фарфоре сложна и трудоемка. Нарисованный эскиз гравировался на матрице. Лист золота помещался на свинцовую подложку, сверху накладывалась бумага, а затем пластина с гравированным рисунком. Отпечаток на золоте создавался ударом по этой конструкции металлического или деревянного молотка. Фигурный золотой листочек вырезали и на нем в определенном порядке помещали эмали, которые закреплялись на золоте во время обжига. Так создавался эффект просвечивания золота через эмаль, а также имитации драгоценных камней. Золотая фольга с эмалями крепилась к поверхности фарфора во время обжига при низкой температуре. В итоге получались нарядные, как будто украшенные россыпью драгоценных камней, изделия из фарфора.
Рельефный декор, исполненный в технике «ювелирного фарфора», очень уязвим. Видимо, еще при перевозке из Парижа в Павловск в 1782 году, а затем при эвакуации в 1941 году в Горький, Новосибирск и возвращении обратно, предметы туалетного прибора были повреждены. Безвозвратно утрачены некоторые элементы рельефного декора, бисквит впитал пыль, эмалевый декор местами отслоился.
Начатая в начале 2022 года поэтапная реставрация севрского туалетного сервиза рассчитана на два года. Сейчас завершена реставрация 9 предметов — бокалов и стакана с крышками, ваз, курильницы с поддоном, а также миски с крышкой и поддоном.
Особо сложной работой была реставрация двух ваз, украшенных бисквитными лепными букетами цветов. При визуальном осмотре реставраторы выявили многочисленные отслоения цветного эмалевого декора и фольги, стойкие сильные загрязнения букетов, а у одной из ваз — небольшое отклонение тулова от центральной оси.
В процессе работы выяснилось, что букеты закреплены не единым объемом, а отдельными ветками и цветами. Специалистам пришлось аккуратно разобрать всю конструкцию и последовательно цветочек за цветочком извлечь из букета. После демонтажа букета внутри ваз обнаружились деревянные полусгнившие стержни — опоры для гипсовых вставок, на которых крепились элементы букетов и толстые ветки из бисквитного фарфора. Вероятно, их использовали для придания основе букета дополнительного объема. Из описи Павловского дворца 1848 года известно, что букеты на вазах уже в то время были повреждены. Возможно, тогда же были проведены реставрационные работы: цветы и бутоны закрепили на деревянных палочках-пеньках, толстых фарфоровых ветках и веревочках.
Также выяснилось, что фрагменты одних и тех же листьев и цветов встречаются в обоих букетах и подбираются друг к другу. В процессе работ мастера обнаружили, что при предыдущей реставрации некоторые детали букетов были перепутаны, так что теперь их переместили на свои места. Для возможности вынуть букеты из эпоксидной смолы сделали конусообразную пробку, в которой закрепили цветы.
Для выпрямления одной из ваз ее полностью разобрали на составные части. В результате демонтажа выяснилось, внутренняя пробка конструкции, соединяющая ножку и тулово, треснула, из-за этого произошел небольшой крен. Для устранения люфта выточили латунную втулку и заменили треснувшую пробку.
Сейчас идет работа по согласованию документации по реставрационным работам следующей очереди.