Быть может Вы ищете:

Павильон Елизаветин (Краснодолинный)

Елизаветин Павильон, одна из последних работ Ч. Камерона в Павловске. Он был сооружен в 1799-1800-х годах в новом районе парка, спроектированном П. Гонзаго в Долине реки Славянки за Пильбашенным мостом. Район этот получил название Красной Долины, отчего и павильон, одна из доминант Красной Долины, назывался Краснодолинным. Так как павильон был любимым местом для прогулки и отдыха императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, павильон вошел в историю как Елизаветин.

Андрей Шторх, автор «Писем о саде в Павловске, писанных в 1802 году», называет павильон «гениальным произведением архитектуры» и «порождением игривой художественной фантазии». Этот архитектурный каприз, как пишет другой историк Павловска М.И. Семевский, «представляет какую-то пеструю смесь классического стиля с романтическим швейцарским... Снаружи каждый из четырех фасадов павильона представляет особый характер: с одной стороны- античный перистиль, с другой – обрубки колонн; над третьим – лестница, ведущая на плоскую кровлю; над четвертым – простой навес. Каменная лестница на арке, а потом деревянная – идет на террасу, обнесенную перилами из березовых сучьев».

В этом павильоне отразились вкусы своего времени в связи с увлечениями античными руинами. С одной стороны, он построен в виде квадратной античной постройки с нарядным классическим портиком розового мрамора и окружен каменной колоннадой. Эта незавершенность колоннады дает впечатление остатков древнего сооружения, которое обросло легкими надстройками и приспособлено для отдыха. На «остатках» каменной колоннады сооружен деревянный балкон, на крыше – площадка-бельведер с перилами из березовых стволов, этакий сельский элемент, который внедряется в убранство садов в новом вкусе. Это тем более удивительно в сооружении такого классического палладианца, каким был Камерон.

Что же касается собственно самого павильонного зала, то здесь во всем можно увидеть почерк Камерона. Четырехугольный зал с четырех сторон окружен стеклянными дверями, что создает обилие света. Стены облицованы серым искусственным мрамором, а пилястры зеленым, по периметру стен располагались круглые барельефы с классическими сюжетами, паркет был выполнен из наборного дерева. Но чтобы еще больше подчеркнуть слияние архитектуры зала с природой, декоратору П. Гонзаго было поручено расписать плафон. Его композиция представляла иллюзорно написанный свод, посередине которого было круглое отверстие. Через этот проем виднелось голубое небо, и с одной стороны в зал свисала ветка березы.

Именно в этом зале устраивались завтраки или ужины императорского семейства. Павильон был не просто архитектурной, но смысловой доминантой Красной Долины. Он был, что называется Point de vue – Точкой обзора: с его верхней площадки открывались пленительные виды Красной Долины с ее пейзажами, рекой Славянкой, каскадом и искусственной руиной, специально построенной вблизи. Все это было так созвучно мечтательно настроенной императрице Елизавете Алексеевне, которая предпочитала тишину и одиночество.

Павильон был так живописен, что его часто рисовали. В коллекции музея сохранилось несколько графических листов с изображением павильона в окружающем пейзаже, в особенности гуашь художника-топографа А. Бугреева 1803 года и акварель неизвестного художника 1820-х годов.

В годы Великой Отечественной войны павильон заметно пострадал и был законсервирован. Реставрация его - вопрос ближайшего будущего.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2021 Разработка сайта: a2lab.pro