Умывальный прибор
В коллекции изделий из хрусталя и цветного стекла в собрании музея-заповедника «Павловск» несомненным шедевром является умывальный прибор, созданный по проекту архитектора Андрея Воронихина. По приглашению вдовствующей императрицы Марии Федоровны зодчий руководил восстановлением и отделкой парадных и жилых покоев ее любимой летней резиденции после пожара 1803 года. Наряду с проектами мебели, осветительных приборов, декоративной бронзы Воронихин одним из первых русских архитекторов проектировал изделия из хрусталя и стекла. Несколько его рисунков сохранились в собрании Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, в том числе, рисунок умывального прибора из двух предметов — таза и кувшина. Они были выполнены в 1804 году по заказу императора Александра I на Императорском стеклянном заводе специально для императрицы Марии Федоровны. Рапорт гоф-фурьера сообщает: «Марта 18 дня привезено из Санкт-Петербурга Императорского Стеклянного завода умывальное блюдо большое хрустальное белое с синим — одно, рукомойник хрустальный белой с синим с бронзовою ручкою и оправою — один». Вскоре таз был разбит «неизвестно кем», но взамен разбитого изготовлен новый и в декабре этого же года доставлен в Павловск.
Форма предметов из умывального прибора, несомненно, создавалась под влиянием образцов древнегреческой керамики. Красивый силуэт в сочетании с ярким синим цветом стекла и крупными резными гранями разной формы и направления создают особый декоративный эффект. Его подчеркивает изящная отделка из золоченой бронзы в виде виноградной лозы, обрамляющей горло; высокая бронзовая ручка украшена маской сатира в виноградном венке.
Высота кувшина 67 см, диаметр таза 60 см; предметы, выполненные из массивного хрусталя, достаточно тяжелы, и назначение их, конечно, чисто декоративное. Хрупким и тяжелым прибором пользоваться было невозможно.
О технике изготовления кувшина в книге А. М. Кучумова сказано: «Корпус кувшина создан из шести частей синего и белого хрусталя. Мастера применяли не метод нацвета, а отливки частей, тщательной шлифовки и в горячем виде — сварки в одно целое». Однако современные художники-стекольщики и специалисты, выполнявшие реставрацию прибора, полагают, что при его изготовлении использовался двухслойный хрусталь (техника выдувания в форму, затем в холодном виде — гранение и шлифовка). Таким же способом изготовлен и таз.
Первоначально прибор был помещен в Спальню императрицы Марии Федоровны. В феврале 1806 года на Императорском стеклянном заводе по проекту Ж. Тома де Томона для умывального прибора был изготовлен специальный стол (проект сохранился в собрании Государственного Русского музея). Восьмигранная столешница выполнена из синего стекла и обрамлена оправой из золоченой бронзы. Столешница лежит на стилизованном букете из бронзовых листьев аканта. Ножка в виде срезанной каннелированной колонны выполнена из стекла янтарного цвета. Внутри полой ножки помещен металлический стержень крепления, обвитый виноградной лозой из золоченой бронзы. Это конструктивное решение создает на просвет необычный декоративный эффект. Широкое круглое основание выполнено из черного стекла.
Умывальный прибор на специальном столе был помещен в центре Туалетной комнаты Марии Федоровны, где и находится по сей день. Эффектно отражаясь в зеркалах, он является главным украшением интерьера.