Королевские гобелены
Гобелены «Юпитер» и «Юнона» – бесспорные шедевры в собрании предметов декоративно-прикладного искусства Павловского дворца.
Гобелены выполнены вручную на Королевской мануфактуре Парижа в 1770-х годах по картонам художника Клода Одрана. В то время тканые картины для убранства дворцов было принято создавать сериями, которые состояли не менее, чем из четырех изделий. Это позволяло украсить все стены парадного зала в едином стиле и цветовой гаме. «Юпитер – огонь» и «Юнона – воздух» входили в серию «Новые портьеры богов» или «Арабески богов» из 8 гобеленов, сюжеты которых в аллегорической форме изображали четыре времени года – Весну, Лето, Осень, Зиму, а также четыре стихии – Воздух, Землю, Воду и Огонь. «Арабески богов» пользовались большой популярностью: по заказам короля и английской аристократии парижские ткачи повторяли их 8 раз, меняя цвет фона и рисунок каймы.
Король заказывал гобелены не только для собственных резиденций, но и для дипломатических подарков. «Юпитер – Огонь» и «Юнона – Воздух» были поднесены 9 июня 1782 года в числе восемнадцати изделий Гобеленовой мануфактуры великому князю Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне, инкогнито посетившим Францию во время своего европейского Гран Тура.
В Санкт-Петербурге королевские подарки распределили по великокняжеским резиденциям. Два сюжета из серии «Арабески богов», а именно, «Юпитер» и «Юнона» были направлены в Павловск, и архитектор В. Бренна по завершении отделки Библиотеки Марии Фёдоровны поместил их на боковые стены у окон.
Оба гобелена сотканы из шерсти и шелка, плотностью 8-9 нитей основы на один см. Площадь их практически одинакова – 10 кв.м («Юнона») и 9 кв.м («Юпитер»), а композиция построена по сходному принципу: в центре расположен центральный медальон с изображением парящего на облаке божества; основное поле гобеленов – малиново-узорчатое с искусно вытканным декором; по краям выполнена кайма в виде резной золоченой рамы с бурбонскими лилиями.
Юпитер изображен сидящим на орле, из-под алого плаща бога выглядывает амур. В руках у громовержца жезл и молнии. У ног Юноны – два зефира, внизу – музицирующие амуры, по бокам – два павлина, символы богини.
Процесс ручного изготовления ковра-картины один из самых трудоемких среди других видов искусства. Их общее количество не только в России, но и в мире, в десятки раз меньше, чем, к примеру, произведений живописи или скульптуры. Ткач, ежедневно трудившийся на парижской мануфактуре по 8 часов, за год вырабатывал 1 кв. м гобелена. Естественно, что над одним заказом работало несколько мастеров. Самые талантливые выполняли лица и руки персонажей, менее способным работникам доверяли исполнение фона и каймы.
К сожалению, со второй половины XIX века начался закат этого декоративного искусства, так как стало быстро развиваться производство тканых картин на механических станках. Качество таких гобеленов было ниже, но цена делала их доступными для широкого круга потребителей. Дорогостоящие шпалеры ручной работы не находили больше достаточного числа состоятельных заказчиков. Старинные мануфактуры закрывались в европейских странах одна за другой. Те из них, в том числе парижская мануфактура, которые продолжали свою работу, уже не выполняли таких сложных произведений, с проработкой мельчайших нюансов колорита и рисунка как прежде. Постепенно были утрачены накопленные за долгие века исполнительские навыки, и в настоящее время тканые картины, равные по своим достоинствам изделиям периода расцвета, нигде в мире не выполняют. Вот почему уникальные гобелены, подаренные Людовиком XVI и напоминающие о важной странице в истории отношений между Россией и Францией, составляют особую гордость Павловска.