Цветной камень
В интерьерах Павловского дворца цветной камень играет большую роль. Мраморные полы, различные столешницы, отделка каминов, порфировые колонны - важная составляющая убранства залов. Особое место отведено декоративным предметам, выполненным из камня. В залах Павловского дворца можно увидеть английские вазочки из флюорита, большие мраморные вазы работы Н. Жилле, изделия из русского и европейского порфира.
Коллекция музея насчитывает около ста предметов и охватывает период около 200 лет. Часть коллекции составляют предметы, приобретенные Павлом Петровичем и Марией Федоровной во время путешествия по Европе в 1781-1782 гг.
Вазочка. Англия.
Последняя четверть XVIII в.
Флюорит.
Вазочка. Италия.
Около 1782 г.
Порфир.
Курильница. Италия, Турин.
Около 1782 г.
Мрамор.
Ваза. Италия.
Около 1782 г.
Мрамор.
Другая часть - более сорока предметов из цветных яшм и агатов, работы русских мастеров.
В Павловском дворце представлены изделия трех основных российских гранильных фабрик: Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской в разные периоды их деятельности.
Сами вазы часто выполнялись по рисункам выдающихся архитекторов. Так в комнатах Марии Федоровны на первом этаже можно видеть вазы темно-зеленой калканской яшмы, выполненные в Петербурге по проекту Дж. Кваренги и А.Н. Воронихина. Бронзовый орнамент также входил в замысел художников, проектировавших вазы, чаши и составлял одно целое с каменной основой, служил богатой оправой.
Изготавливались предметы и без бронзы. В них главное внимание направлено на выявление красоты самого камня, его рисунка и резного декора. Примером может служить ваза из орской яшмы - темно-вишневой с белыми прожилками - в Пилястровом кабинете.
Ваза по рис. С.С. Пименова.
СПб, 1809 г.
Бронза, мрамор.
Зеркало.
СПб, 1826 г.
Малахит, бронза.
Коллекция изделий из цветного камня работы Колыванских заводов в Павловском дворце представлена великолепными образцами, выполненными в период с конца XVIII века до 60-х годов XIX века. Самой ранней является ваза из порфира с бронзовыми ручками в виде сидящих сатиров, 1789 г. (в Будуаре), замечательны парные вазы из риддерской брекчии мастера Ф.В. Стрижкова, 1794 года, находящиеся в Парадной Библиотеке Павла I и вазы из серой копейчатой яшмы по рисунку А.Н. Воронихина (1804 г.), украшающие Греческий зал.
Ваза метровой высоты из ревневской яшмы (в Угловой гостиной) выполнена в 1840 году.
Большую ценность в нашем собрании представляет пара ваз в Картинной галерее, выполненных из калканской яшмы. На нижнем срезе тулова каждой вазы имеется надпись «Въ Екатеринбурге… подъ руководствомъ мастера Каковина». Каменные подписные изделия очень редки в собрании музеев и поэтому особенно ценны.
В собрании Павловского дворца-музея также представлены каменные настольные украшения, мраморные барельефы, мозаичные панно и столешницы. Многообразие форм, оттенков камня, разнообразие техник, высокое качество, а также мемориальная ценность экспонатов делает это собрание исключительно интересным и для посетителей музея, и для исследователей камнерезного искусства.