Изделия из стали
Совершенно своеобразную и необычную отрасль декоративного искусства XVIII века представляют изделия из стали, выполненные тульскими мастерами-оружейниками.
Тула с конца XVI века являлась одним из центров обработки металлов в России. Основанный в 1712 году оружейный завод объединил мастеров и централизовал производство оружия. Передышка после окончания военных действий против Швеции и Турции, позволяет оружейникам в свободное от основной работы время изготавливать партикулярные (невоенные) изделия. В собрании Павловского дворца-музея имеются стальные изделия бытового характера - зонтики, подсвечники, письменный прибор, курильница, моталка для ниток. Использование различных техник декорирования металла, позволяет создавать предметы удивительной красоты, которые быстро привлекают внимание императорского двора.
Письменный прибор. 1780-е гг.
Императрица Екатерина II дважды посещает Тулу. Во второй раз в 1787 году ей преподнесли туалетный гарнитур с золотой насечкой. В 1789 году Екатерина дарит его невестке вел. княгине Марии Федоровне. Из сохранившихся до нашего времени стальных изделий этот туалет является самым крупным ансамблем (представлен в витрине Музея костюма). Предметы украшены тончайшей насечкой в виде акантовых завитков и свободно висящих гирлянд цветов.
В Туалетной Марии Федоровны экспонируется туалетный гарнитур «со стальными бриллиантами», приобретенный Екатериной II в 1789 году на Софийской выставке в Царском Селе (изготовлен мастером Симеоном Самариным) и поступивший в Павловск после ее смерти. Гарнитур включает стол, настольное зеркало, два подсвечника, парные вазы под пудру для волос, стул и скамеечку для ног. В этих предметах декор из сверкающих «диамантов» сконцентрирован на ажурном подстолье, раме стула, корпусах подсвечников и ваз.
«Стальные алмазы»
Изготовление стальных «алмазов» очень трудоемко. Откованную вручную заготовку в форме шпильки с округлой шляпкой нужно было огранить, затем каждую грань полировали до алмазного блеска.
Рядом с туалетным гарнитуром стоит маленький рабочий столик (1801 г.), отличающийся, необычайно легкими пропорциями. Суживающиеся книзу ножки украшены накладным ажурным орнаментом на вороненом фоне, изящно выгнутые проножки в месте соединения заканчиваются вазочкой. Подстолье украшено по углам бронзовыми розетками, между ними узор из кружков со стальными «бриллиантами».
Легкий по рисунку ажурный бронзовый подзор, напоминающий золоченое кружево, по всем сторонам подстолья придает особую изысканность всему предмету. Очевидно, оружейники, создавая этот столик, решили показать все свое мастерство и создали шедевр, не имеющий аналогов.