Античная скульптура
Античная скульптура Павловска занимает второе место после эрмитажной коллекции. Античная древнеримская скульптура входит как одна из важных составляющих в убранство залов Павловского дворца. Она начала складываться во время заграничного путешествия Павла Петровича и Марии Федоровны, которые, в соответствии с модой того времени, уделяли внимание приобретению антиков или копий с них. Архитектор дворца Ч. Камерон предполагал ввести в декор дворца произведения античности, о чем он сообщил владельцам Павловска. В 1783-1784 годах мраморы, закупленные в Италии через коллекционера Дженкинза, а также мраморы, полученные в подарок, прибывают в Павловск, и среди них прежде всего произведения античной скульптуры.
Многочисленные бюсты римской работы, в том числе выполненные с греческих оригиналов, а также копии XVIII века в духе античных оригиналов вошли в убранство Парадной библиотеки Павла I. В Зале Войны в нишах размещены бюсты римских императоров - Септимия Севера (кон. II в. н.э.), Элагобала (нач. III в. н.э.) и полководца Агриппы (голова - копия XVIII в. с античного оригинала, торс античный II-III в. н.э.). В Зале Мира - женские скульптурные бюсты: портрет римлянки (II в. н.э.), портрет Юлии Домны, супруги Септимия Севера и матери Каракаллы (кон. II - нач. III в. н.э.) и портрет римлянки в образе Юноны (II в. н.э). Два римских рельефа II в. н.э. «Три грации» и «Обряд римской свадьбы», полученных владельцами Павловска в подарок от родителей Марии Федоровны герцогов Вюртембергских, были использованы для украшения Итальянского зала и вмонтированы в стены плоских ниш. Еще два римских рельефа - «Портрет римлянина» I в. н.э. и «Сельская герма» II в. н.э. вмонтированы в стены Будуара. Тогда же прибыли и статуи в рост, которые были поставлены в Туалетной Павла и в нишах Итальянского зала. В настоящее время в Итальянском зале на своем историческом месте находится статуя «Эрот, натягивающий тетиву лука». Это римская копия I в. н.э. с греческой бронзовой статуи последней четверти IV в. до н.э., которая отождествляется со статуей работы Лисиппа, скульптора, работавшего при дворе Александра Македонского. Статуя Афродиты, стоявшая в Итальянском зале, была сильно повреждена в пожаре 1803 года, а позднее - при пожаре 1944 года. В настоящее время сохранившийся и отреставрированный торс экспонирован в Кавалерском зале. Следует отметить, что наряду с подлинными антиками в Парадной библиотеке Павла I находился слепок с античной статуи «Пьяный сатир». Статуя была найдена в XVIII веке при раскопках Геркуланума и входила в собрание Неаполитанского короля. По настоятельным обращениям Марии Федоровны к королеве для гостей был впервые сделан слепок, который погиб в пожаре 1944 года.
Другое большое поступление античной скульптуры в Павловск относится к периоду превращения Павловска в императорскую резиденцию. В 1797-1799 годах арх. В. Бренна завершил отделку Предцерковной галереи или Кавалерского зала, в котором, по замыслу архитектора, главным украшением должна была быть скульптура. Сюда перевозятся статуи из Царского Села, где у Екатерины II был создан музей антиков. Его основу составила коллекция известного английского собирателя древностей Лайда Брауна, приобретенная Екатериной II в 1787 году и размещенная в павильоне Грот. Это римские копии с эллинистических оригиналов I-III в. н.э., представляющие изображения богов Олимпа: Диониса, Афродиты, Аполлона, Гермеса, Нимфы с раковиной и замечательной жанровой скульптуры «Мальчик, держащий мертвую птичку», которые вошли в убранство Кавалерского зала. Статуи играющего и пляшущего сатиров и Венеры с голубем находятся в нишах Итальянского зала. Статуя «Фавн с пантерой» украшает Туалетную Павла. Скульптура «Муза у скалы» из бывшей коллекции Лайда Брауна из Царского Села была первоначально установлена в Михайловском замке, и только в 1804 году - в Павловском дворце, войдя в убранство Библиотеки Марии Федоровны. В это же время из Таврического дворца в Павловск поступила статуя-портрет римлянина I в. н.э. Фронтальная фигура в рост, задрапированная в тогу, так называемый «тогатус», - очень характерный образец портретной статуи. Первоначально был установлен в Итальянском зале, а позднее перемещен в Кавалерский зал. В годы войны и оккупации находился в залах дворца, сильно обгорел во время пожара 1944 года.
Наряду со скульптурой в Кавалерском зале представлены римские пеплохранильницы I-нач. II в. н.э. История их связана с погребальными обычаями древних римлян. В XVIII веке они, как и другие произведения античного искусства, стали предметами коллекционирования. Пеплохранильницы были приобретены Екатериной II в составе коллекции Лайда Брауна и перевезены в Павловск императором Павлом I. В XIX веке они размещались в одной из комнат павильона Вольер, а в 1870-х годах были перемещены во дворец в Кавалергардскую, получившую название Комнаты саркофагов. Это было связано с тем, что владелец Павловска великий князь Константин Николаевич открыл во дворце в 1872 году Музей древностей, экспозицию которого и составили антики, помещенные в Предцерковной галерее (Кавалерском зале) и Комнате саркофагов. Там же была размещена и коллекция малой бронзовой пластики древнеримского времени, которая поступила в музей в последней четверти XVIII века в результате приобретений Павла Петровича и Марии Федоровны во время их европейского путешествия.