Быть может Вы ищете:

Немецкая живопись

Немецкая живопись в коллекции Павловского дворца охватывает период с середины XVIII века до середины XIX века. Происходят картины из исторических императорских коллекций. Шедеврами коллекции являются работы корифеев XVIII века - А.-Р. Менгса (1728-1779), А. Кауфман (1741-1807), Я.-Ф. Хаккерта (1741-1807), приобретение которых связано с европейским путешествием Павла Петровича и Марии Федоровны, когда они посещали мастерские этих художников в Италии, заказывали и покупали у них картины.

Это прежде всего касается работ А.Кауфман: «Смерть Леонардо да Винчи», купленная Павлом Петровичем непосредственно в мастерской художницы, и парные картины «Отравленная Элеонора» и «Исцеленная Элеонора», выполненные по заказу владельцев Павловска. Они экспонируются в Картинной галерее. Еще одна картина «Мать и дитя» входит в убранство Кабинета «Фонарик».

Большую известность имел и пейзажист Я.-Ф. Хаккерт, воспевший Римскую кампанью. Именно ему была заказана серия из четырех пейзажей, поступивших в Павловск в 1784 г. В настоящее время три картины - в Эрмитаже, одна - в Старой гостиной Павловского дворца. К ранней коллекции относится и картина А.-Р. Менгса «Аллегория прилежания», поступившая во дворец в начале XIX века. К исторической коллекции принадлежат две картины из убранства Жилых комнат Марии Федоровны «Купидон» и «Св. Иероним», относящиеся к немецкой школе.

Одним из ранних произведений немецкой школы в коллекции Павловска является картина «Мужик с ложкой на шляпе» монограммиста RM (кон. XVII-1-я пол. XVIII в.). Из художников, работавших в середине XVIII века, довольно известен был Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих (1712-1774). Он учился у своего отца И.Г. Дитриха и у пейзажиста А. Тиле. Четыре года, с 1743 по 1747, провел в Италии. Затем стал профессором Дрезденской Академии искусств и придворным художником при дворе Августа II, инспектором его знаменитой галереи, а также руководил художественной школой при Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Живописец, рисовальщик и гравер Дитрих писал пейзажи с жанровыми сценами, картины на религиозные и мифологические сюжеты. Представлен в собрании музея семью живописными произведениями из императорских коллекций. Композиции «Искушение Христа податной монетой», «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Отдых Св. Семейства во время бегства в Египет» написаны на евангельские сюжеты. Другая сторона его творчества - пейзажи с воинами: «Пейзаж с воинами и рыбаками, тянущими лодку», «Пейзаж с воином, беседующим с мальчиком», «Пейзаж с воинами». Особенностью его работы было умение копировать манеру письма наиболее ярких и характерных мастеров как предшествующей эпохи, так и нового времени. Например, Сальватора Розы, Помпео Баттони и др.

Художник Лукас Конрад Пфанцельт (1716-1786), научившись живописному мастерству у своего отца, большую часть жизни прожил в России, работая при императорском дворе с 1743 года. Занимался реставрацией и «смотрением» картин, писал портреты и картины на религиозные и мифологические сюжеты. В собрании музея имеется композиция «Венера и Марс», а также подписной портрет Петра III в латах и мантии (1763). Хотя портрет поясной и написан на нейтральном фоне, он обладает атрибутами парадного портрета. (Выставка «Прекрасные лики Российского царства).

Историко-иконографический интерес представляют портреты представителей правящей немецкой аристократии, в том числе родственники дома Романовых. В основном это работы неизвестных художников немецкой школы, которые поступали, как правило, в качестве семейных подарков или дипломатических подарков. Например, портреты принца Людвига Вильгельма Гессен Гомбургского (1705-1745), преданно служившего Елизавете Петровне и портрет отца Екатерины II принца Христиана Августа Ангальт Цербстского (1690-1747). Гессен-Дармштадское семейство представлено четырьмя портретами: ландграфини Каролины (1721-1774) и ее трех дочерей, с которыми она приехала в Россию в 1773 году по приглашению Екатерины II на смотрины невест для цесаревича Павла Петровича. «Портрет Вильгельмины Гессен-Дармштадтской» (в православии Натальи Алексеевны, 1755-1776) написан в рост и, возможно, был выполнен именно к смотринам. В той же манере написаны и портреты ее сестер принцессы Амалии (1754-1832) и Луизы (1757-1830). Любопытен факт, что их изображения были вырезаны из холста и превращены в небольшие погрудные и оставлены в императорских коллекциях, тем более, что вскоре они вошли в число родственников семьи Павла Петровича. В их числе и портрет старшего брата Марии Федоровны принца Фридриха Вюртембергского. Особое место среди подобных портретов занимает «Портрет Фридриха II» художника Иоганна Генриха Христиана Франке (1738 – 1792), работавшего при Прусском дворе.

На рубеже XVIII и XIX веков работали братья-близнецы Герард и Карл фон Кюгельхен, которые большую часть жизни прожили в России, исполняя русские заказы. Лучшая работа Герарда Кюгельхена (1772-1820), который являлся портретистом, находится в Павловске - «Семейный портрет» (1800), где изображена вся семья императора Павла I на фоне Павловского парка. После смерти императора он написал «Портрет Марии Федоровны в трауре» (обе картины в Общем кабинете). Его же кисти принадлежат написанные чуть позднее портреты брата и сестры великой княгини Александры Федоровны, супруги Николая Павловича - принца Фридриха Вильгельма Прусского, будущего короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV (1795-1861) и принцессы Александрины Прусской (1803-1892), бывшей впоследствии замужем за Паулем Мекленбург-Шверинским, внуком Павла I.

В самом начале XIX века, в 1806-1808 гг. в России работал известный немецкий портретист Иоганн Фридрих Август Тишбейн (1750-1812), оставивший довольно большое наследие в России. В коллекции музея имеется несколько романтичный «Портрет великой княжны Марии Павловны», а также портреты великих князей Николая и Михаила Павловичей в детстве, выполненные в технике пастели (все в Общем кабинете).

Довольно известным баталистом был Альбрехт Адам (1786-1862), работавший преимущественно в Мюнхене, участвовал в военных кампаниях в качестве художника. Так, он сопровождал войска Наполеона в России. Наряду с батальными сценами он писал сцены военного быта и был мастером изображения лошадей. Весьма характерны для его творчества две картины в собрании музея: «Охотники» и «Лошади».

Одним из известных немецких портретистов, работавших в эпоху Николая I, был Франц Крюгер (1797-1857). Музей обладает одним из выразительных портретов Николая I и несколькими портретами императора, являющимися копиями с Крюгера. В коллекции имеется превосходная пастель художника с изображением младших детей императора - Николая и Михаила Николаевичей в русских рубашках.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024