Французская живопись
Французская живопись XVII-XIX веков занимает небольшое, но весьма важное место в коллекции, так как представлена целым рядом уникальных произведений. Одной из ранних картин является «Святое семейство» Жака Стелла (1596-1657) в Кабинете «Фонарик». Самым известным художником XVII века был Никола Пуссен (1594-1665), писавший пейзажи и исторические картины. В Коллекции имеется произведение мастерской Пуссена «Святое Семейство со Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем».
Во второй половине XVII века, когда в стране воцарилась абсолютная монархия Людовика XIV, вся художественная жизнь подчинялась Королевской Академии, которой сначала руководил Шарль Лебрен (1619-1690), а затем Пьер Миньяр (1612-1695). В Кабинете «Фонарик» можно видеть «Скорбящую богоматерь» школы Лебрена и маленький шедевр Миньяра «Христос и самаритянка». Там же еще один шедевр коллекции - «Введение во храм» Жана Жувене (1644-1717). В Передней перед комнатами Марии Федоровны можно видеть небольшую, но весьма выразительную картину на сюжет из истории древнего Рима «Луций Альбин предлагает свою колесницу весталкам» на сюжет, взятый из Жизнеописаний Плутарха, известного художника Себастьяна Бурдона (1616-1671), а также две «Баталии» его современника Жака Куртуа (1621-1675), прозванного Бургиньоном.
XVIII век - это расцвет светского искусства. Королевская академия готовит художников различных жанров. При получении золотой медали они отправляются на стажировку в Италию во Французскую академию в Риме, в начале века ею руководит Никола Флейгельс (1668-1737). В коллекции имеется его работа на библейский сюжет «Богач и Лазарь», а также картина его школы на литературный сюжет «Сцена из сказок Лафонтена». Подобные картины писал ученик Флейгельса Этьен Жора (1699-1789), который представлен в коллекции необычным жанровым произведением «Разносчики волы» (Картинная галерея).
Известным портретистом был член Парижской академии Луи Токке (1696-1772), работавший в Петербурге в 1756-58 годах по приглашению Елизаветы Петровны. В музее имеется его кисти «Портрет Марии Лещинской», супруги Людовика XV.
Одним из шедевров в коллекции Павловска является картина «Амур, стреляющий из лука» Карла Ванлоо (1705-1765), писавшего, главным образом, картины на мифологические сюжеты. Она экспонируется во Фрейлинской.
Находясь в Париже под именами графа и графини Северных, Павел Петрович и Мария Федоровна посетили мастерские художников в Лувре - это был Жан Батист Грёз (1725-1805), Клод Жозеф Верне (1714-1789) и Гюбер Робер (1733-1808), которым были сделаны большие заказы и приобретены картины для Павловска. Три очаровательные женские головки (одна из них выполнена пастелью) Греза, воспевавшего буржуазные добродетели, можно видеть во Фрейлинской. В Старой гостиной находится большое живописное полотно Верне - «Буря».
В коллекции музея имеется двенадцать произведений пейзажиста Г. Робера, которого называли «певцом руин». Серия из четырех декоративных панно с античными рунами была заказана художнику Павлом Петровичем и в настоящее время украшает интерьер Танцевального зала в центральном корпусе дворца - «Собрание античных памятников Франции», «Собрание античных памятников Рима», «Пожар в Риме», «Мост». Во Фрейлинской находятся две парных композиции - «Сцена в парке» и «Пейзаж с круглым храмом на горе», «Архитектурный пейзаж со статуей Марка Аврелия», а также две парные картины, связанные с периодом становления музея в Лувре при Наполеоне - «Зал Лаокоона» и «Зал Аполлона». Еще одна картина XVIII века «Охота на оленя в Шантийи» Жана Батиста Лепана (1738-1785) была подарена Павлу Петровичу принцем Конде.