Быть может Вы ищете:

Фламандская живопись

Фламандская живопись составляет небольшую, но весьма характерную для собирательских вкусов XVIII века часть живописной коллекции музея. Формирование коллекции началось во время путешествия графа и графини Северных и продолжалось до начала XIX века. В коллекции представлены работы фламандских мастеров XVII века на религиозные и аллегорические сюжеты, разнообразные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.

Среди пейзажей выделяется очень редкий «Ночной пейзаж» художника франкентальской школы Питера Схаубрука (1570-1607/8), поступивший в собрание при императоре Павле I. Свое название он получил благодаря сумрачному голубоватому колориту. Большой популярностью у коллекционеров пользовались панорамные пейзажи в голубоватой дымке Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). «Пейзаж» с повозкой, всадниками, коровами и отдыхающими крестьянами из его мастерской был приобретен еще Екатериной II в 1770-х годах. Что касается Яна Брейгеля Младшего (1610-1678), он представлен небольшой картиной-тондо «Пейзаж с повозкой», приобретенной музеем в 1999 году.

Самым крупным мастером фламандской школы является П.-П. Рубенс (1577-1640), представленный картиной «Оплакивание», которая, как показало научное исследование произведения, была выполнена последователем художника по эскизу мастера. Картина была приобретена в коллекцию Павловска, потому что Марии Федоровне, любившей Рубенса, хотелось иметь его работу в своей коллекции.

Во фламандской живописи XVII века было популярно изображение святых и сцен религиозного содержания в обрамлении из цветов. В коллекции имеются две парные картины Даниэля Сегерса (1590-1661) - одна с изображением Девы Марии, другая - святого Иосифа с младенцем Иисусом в окружении гирлянд цветов. Художник Франс Франкен II (1581-1642), который подобно Рубенсу содержал большую мастерскую, в которой работали его братья и сыновья, часто обращался к различным аллегорическим сценам. «Аллегория апофеоза героя» мастерской Франкена, находящаяся в Картинной галерее Павловского дворца - сложная многоплановая и многофигурная композиция, представляющая собой яркое декоративное полотно. Картина была приобретена Екатериной II в 1792 году в составе коллекции князя Г. Потемкина. В Павловск картина поступила в начале XIX века.

Известный интерес представляют два портрета французского короля Генриха IV, привезенные графом и графиней Северными из Франции. (Возможно, они были им подарены, поскольку Павел Петрович интересовался личностью Генриха IV). Они всегда считались работами Франса Поурбуса Младшего (1569-1622), однако это копии с изображений, хранящихся в Лувре, выполненные специально в одном размере как парные и одетые в одинаковые золоченые рамки. К историческому собранию относится картина, приписываемая Абрахаму ван Дипенбеку (1596-1675), «Святые отцы, беседующие о таинстве Евхаристии» (Кабинет «Фонарик») и являющуюся уменьшенной репродукцией алтарной композиции Рубенса для церкви Св. Павла в Антверпене.

В 1806 году Мария Федоровна приобрела картину младшего современника Рубенса Бертоле Флемаля (1614-1675) «Изгнание Илиодора из храма» (Картинная галерея), красивое декоративное полотно, исполненное динамики и драматизма. В тот же период императрицей были приобретены два пейзажа брюссельского художника Жака д’Артуа (1613-1686), отличающиеся глубиной пространства. Как и у голландских художников этого времени, у фламандских мастеров наблюдается определенная специализация. Изображения торговых портов можно видеть на картинах Хендрик ван Миндерхаута (1632-1696) и Питера Кастелса Младшего (1650-1684). Из художников середины XVII века многогранностью отличается творчество Девида Тенирса Младшего (1610-1690). В ранний период творчества он писал пейзажи. В коллекции имеется его подписной «Горный пейзаж с всадниками и цыганами», поступивший в Павловск при Павле I. К школе Тенирса относятся «Пейзаж с крестьянским кабачком» и «Караульня». Необычностью сюжета отличается «Зимний пейзаж» (Картинная галерея) Питера Баута (1658-1719), где он изображает деревенский праздник с массой жанровых сцен, происходящих на льду реки.

Из более поздних произведений фламандских художников интерес представляет «Вид каскада в Терни» (Картинная галерея) Симона Иозефа Дени (1755-1813), который работал в Италии и испытал сильное влияние творчества Я.Ф. Хаккерта. Эта картина свидетельствует о том, что в начале XIX века фламандские мастера утрачивают в живописи национальное своеобразие.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024