Быть может Вы ищете:

Австрийская живопись

Австрийская живопись представлена в коллекции Павловского дворца-музея главным образом произведениями художников XVIII века. Из более ранних художников, чье творчество формировалось на произведениях старых европейских мастеров, в частности голландских, представлены два пейзажа Кристиана Бранда (1695-1756) «Зимний пейзаж с конькобежцами» и «Речной пейзаж», а также «Сельский праздник» Франца де Паула Ферга (1689-1740). Австрийская школа живописи занимала весьма скромное место среди европейских школ, однако такие художники как Платцер, Преннер, Марон, Лампи, Фюгер пользовались европейской известностью, их произведения коллекционировали, и они получал заказы от именитых заказчиков.

Иоганн Георг Платцер (1704-1761) - уроженец южного Тироля, учился у своего дяди Х. Платцера, работал в Вене. Он является одним из ярких представителей стиля рококо в живописи, писал картины на исторические и аллегорические сюжеты. В русских императорских коллекциях было несколько произведений художника, так в Эрмитаже представлено четыре его работы. В Павловске в настоящее время имеется одна работа Платцера «Диана и Актеон» на известный сюжет из античной мифологии. Это нарядная многофигурная композиция, написанная весьма виртуозно, со знанием анатомии. Она декоративна, трактовка сюжета наполнена театральным эффектом. Колорит картины, хотя и несколько пестрый, отличается красотою перламутровых оттенков. Георг Каспар Преннер (1720-1766), венский портретист. В 1740-1750-х годах жил и работал в Риме. В 1755 году приехал в Петербург ко двору императрицы Елизаветы Петровны. Творчество такого мастера как Преннер было под стать блеску и пышности русского двора. В Павловском дворце работы Преннера можно видеть в экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века». Стены Столовой 1810-1820-х годов украшают три парадных портрета семейства Воронцовых: графа Михаила Илларионовича, человека из ближайшего окружения императрицы, крупного государственного деятеля, его жены Анны Карловны, урожденной Скавронской, двоюродной сестры Елизаветы Петровны, и их дочери Анны Михайловны, первой супруги графа А.С. Строгонова.

Антон Марон (1733-1808) - художник уже новой формации. Он учился в Венской Академии, затем в Риме у известного уже к этому времени немецкого художника А.-Р. Менгса, одного из ярких представителей нового классицизма в живописи. Марон являлся членом Академии Св. Луки, живя преимущественно в Риме, писал картины на исторические сюжеты, но более был известен как портретист. Во время путешествия Павла Петровича и Марии Федоровны по Европе Марону, имевшему мастерскую в Риме, был заказан портрет Марии Федоровны, утраченный в годы войны. Уже это свидетельствовало о популярности живописца. В Павловске имеется работа Марона - копия с произведения Менгса «Святое семейство», которая отличается высоким профессионализмом в исполнении.

Особой известностью в России пользовался венский живописец Иоганн-Батист Лампи (1751-1830), профессор Венской Академии, работал в Австрии, Италии, Польше, с 1791 года - в России при дворе Екатерины II. Им были написаны заказные портреты самой императрицы, Марии Федоровны, внуков Александра и Константина. Большой парадный портрет Марии Федоровны, один из шедевров Лампи, украшает Парадную библиотеку Павла Петровича. Что касается портретов Екатерины II, великих князей Александра и Константина в орденских костюмах, то в Павловском дворце находятся законченные эскизы-«моделло» к большим портретам из собрания Эрмитажа. Среди портретов мастера следует еще отметить «Портрет эрцгерцогини Елизаветы Австрийской», младшей сестры Марии Федоровны (находится в убранстве Общего кабинета Павловского дворца). Еще один, прижизненный портрет Елизаветы Австрийской написан Йозефом Хиккелем (1736-1807), единственная работа художника в собрании музея. По всей вероятности, портрет был прислан Марии Федоровне в подарок. Современниками Лампи являлись Фридрих Генрих Фюгер (1751-1818), Людвиг Гуттенбрун (1750-1819), Йозеф Грасси (1757-1838), которые также были портретистами. Грасси, ученик Венской академии, после отъезда Лампи из Польши, в течение нескольких лет был придворным портретистом Станислава Понятовского. В Павловске имеется «Портрет Великой княгини Елены Павловны», дочери Павла I, работы Грасси (находится в убранстве Общего кабинета Павловского дворца). Фюгер несколько лет прожил в Италии, был знаком с Менгсом и испытал его влияние. Он в большей степени был миниатюристом, причем довольно известным. С 1795 года его жизнь связана с Веной, он - ректор Венской Академии, а с 1806 года - директор Венской картинной галереи. Кисти Фюгера принадлежат два небольших портрета Марии Федоровны и ее дочери великой княгини Марии Павловны, а также миниатюрный портрет Елизаветы Вюртембергской, сестры Марии Федоровны. Гуттенбрунн с 1772 по 1789 год жил в Италии. С 1789 по 1795 - в Лондоне, где сблизился с русским послом графом С.Р. Воронцовым. В 1791 году им был написан «Портрет С.Р. Воронцова с детьми Катенькой и Мишенькой», который в настоящее время находится в собрании музея и экспонируется на выставке «Русский жилой интерьер XIX века» в «Кабинете 1810-1820-х годов». В 1795 году Гуттенбрун, приглашенный в качестве копииста, приехал в Россию. Писал портреты, а также картины на мифологические и исторические сюжеты, и в 1800 году был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. В коллекции музея имеется небольшой, исполненный доли психологизма портрет архиепископа Платона, духовного наставника великого князя Павла Петровича в копии с работы художника.

Появление картин «После маневров в Потсдаме» и «Вид Пратера» представителя большой династии живописцев Йозефа Рооса II (1760-1822) связано с путешествием владельцев Павловска по Европе. Определенный интерес представляет конный портрет эрцгерцога Австрийского Иосифа, палатина Венгерского работы Иоганна-Якоба Штундера (1759-1811). Портрет написан около 1799 года, когда был решен вопрос о бракосочетании эрцгерцога со старшей дочерью Павла I Александрой Павловной. Иосиф одет в XIX века венгерский гусарский костюм, но на коне попона с монограммой Павла I. Картина представляет определенный исторический и иконографический интерес. Из портретистов 2-ой половины XIX века особого внимания заслуживает Генрих фон Ангели (1840-1925). Он учился в Вене, Дюссельдорфе и Париже, исполнял многочисленные заказы венского и лондонского дворов. Работал он и для русского двора. В музее имеется подписной портрет императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, выполненный в 1874 году. Портрет написан за несколько лет до смерти императрицы, которая угасала от чахотки. Художнику удалось передать благородство в лице императрицы, остатки былой красоты, а также душевную боль и страдание. Австрийская живопись XIX века представлена в коллекции единичными произведениями: имеются портреты Иосифа и Иоганна Штраусов, портрет императора Франца-Иосифа, а также пейзаж «Магнолии в цвету», весьма характерный для эпохи модерна, художницы Ольги Визингер-Флориан.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024