Быть может Вы ищете:

Русская мебель

Русская мебель XVIII-начала XX веков, имеющая высокую художественную и историческую ценность, представлена различными образцами, которые изготавливались для убранства интерьеров парадных залов и жилых комнат дворца. Из ранних вещей интерес представляет столик-бобик наборного дерева работы Матвея Веретенникова, крепостного мастера графа А.В. Салтыкова. Столешницу украшают виды дворца, церкви Марии Магдалины, Храма Дружбы и обелиска основания Павловска, на котором изображены монограммы «PP» и «MF» в медальонах. На царгах и на ножках изображены различные постройки Павловска. Одним из выдающихся краснодеревщиков конца XVIII - начала XIX века», внесшим огромный вклад в развитие русского мебельного искусства стал немец Генрих Гамбс, приехавший в Россию в 1790 году. Талантливый ученик Давида Рентгена, он привнес новые тенденции классических форм мебели, использование красного дерева и бронзовых накладок. Находясь под покровительством своей высокородной заказчицы, сначала Великой княгини, а затем и императрицы Марии Федоровны, Гамбс на протяжении многих лет выполнял для нее и с ее участием самые разнообразные предметы мебельного убранства. Первым стал каминный экран, сделанный в 1794 году в подарок Екатерине II. Рама из красного дерева украшена в верхней части вставками из стекла, расписанного цветочными гирляндами, а по центру экрана помещены с двух сторон овальные медальоны с рисунками Марии Федоровны - «Забава Амура» и «Жрица Кидиппа». Тронутая подарком, императрица поместила его в свой Кабинет редкостей, в начале XIX века он был перевезен в Павловск и в настоящее время находится в Общем кабинете. Вскоре был сделан еще один экран по рисункам Бренны, красного дерева с колоннами из слоновой кости, бронзовыми накладками и украшенный работами Марии Федоровны. В центральной части в бронзовом медальоне рисунок по молочному стеклу «Мать и дитя», в верхней части - 14 камей на античные сюжеты - копии из папье маше, а в бронзовом навершии помещен портрет камея Павла I из слоновой кости. Мария Федоровна была превосходной художницей: рисовала, резала камеи из кости и твердых камней, точила изделия из кости и янтаря. В эти годы Гамбс открыл совместно с Джонатаном Отто фабрику мебели, набрав группу русских мастеров. Одним из уникальных экспонатов дворца является большой стол-бюро, специально выполненный Гамбсом для Парадной библиотеки Павла Петровича по проекту Бренны в 1794 году. Столешница красного дерева с накладками золоченой бронзы покоится на двенадцати ножках, выточенных из слоновой кости и образующих колоннаду ионического ордера. Верхняя часть стола - шкафик-конторка для бумаг с раздвижными дверцами. Его крышка служит основанием для настольного украшения (по-французски - «Surtout de table») в виде Храма-портика богини Весты из слоновой кости и янтаря. Все детали из слоновой кости вытачивались токарным мастером Иоганном Файем совместно с его ученицей - великой княгиней Марией Федоровной. Ею же украшены лампы, фронтон портика и пьедестал под бронзовой скульптуркой Весты - камеи-портреты Павла Петровича, а также росписи по стеклу. Ещё одна совместная работа Г. Гамбса и Марии Федоровны - небольшой письменный стол со стеклянной столешницей, расписанной Марией Федоровной - это рисунок с работы А. Кауфман «Три грации прислуживают Венере». После пожара дворца Гамбс продолжил успешно работать для Марии Федоровны, теперь уже совместно с архитектором А.Н. Воронихиным. В жилых комнатах вдовствующей императрицы Марии Федоровны доминирует мебель работы Гамбса: шкафы и полушкафы, письменные столы, бюро, секретеры, столики для рукоделия и рисования. Все они строгих форм, выполнены из красного дерева с деталями золоченой бронзы, часто украшены вышивками работы самой хозяйки или ее фрейлин: это четыре столика «Квартет» для рукоделия, рабочий столик с вышивкой «Домик Петра I в Саардаме» в Пилястровом кабинете, шкаф с вышивкой в медальоне в Спальне. Особо следует отметить два бюро-жардиньерки для бумаг и цветов в Туалетной Марии Федоровны. Это новая форма, придуманная Гамбсом для своей покровительницы, которая была не только художницей, но и ботаником-любителем.

Архитектор А.Н. Воронихин, автор проекта воссоздания интерьеров Павловского дворца после пожара 1803 года, создал проекты для мебельного убранства многих парадных и жилых интерьеров: банкетки и канапе для Итальянского зала, банкетки для залов Войны и Мира, стулья и диван для Парадной библиотеки и Малого кабинета Павла Петровича, уникальное кресло-жардиньерку для Библиотеки Марии Федоровны, но особенно многопредметный резной золоченый гарнитур с деталями, окрашенными под античную бронзу для Греческого зала, включавший диваны, кресла и консоли. Большая часть гарнитура погибла во время Великой Отечественной войны и немецко-фашистской оккупации. Для комнат Марии Федоровны 1-го этажа Воронихин спроектировал мебельное убранство Кабинета «Фонарик», Спальни, Пилястрового кабинета, а также гарнитуры для павильона Вольер и Розового павильона. Мебель Воронихина отличается стилистической выразительностью и не имеет себе аналогов. Источниками его вдохновения служило искусство императорского античного Рима, он широко использовал египетские мотивы в декоре, любил сочетать золоченое дерево с окраской под старую зеленую бронзу, а в качестве обивок часто использовал вышивки. Под конец своей жизни в мебели для Розового павильона применил карельскую березу. Воронихин работал с мебельными мастерскими Гамбса, Гагемана, Шейбе. Сменивший Воронихина К.И. Росси выполнил убранство Угловой гостиной и самый ответственный в своей жизни заказ - мебельное убранство Большой императорской библиотеки - Библиотеки Росси: 19 шкафов, 5 витрин, 3 стола, 36 стульев, две банкетки-лесенки. В качестве материала Росси применил волнистую березу, накладные резные детали окрашены под античную бронзу, в обивке стульев и столов использовал темно-зеленый сафьян. Мебель выполнялась в мастерских Василия Бобкова, с которым сотрудничал К. Росси.

В экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века» можно видеть различные образцы русской мебели, которая эволюционировала на протяжении всего века, начиная с подражания и копирования французских образцов, как например, кресла, экспонированные в «Портретной». Настоящим открытием русских мебельщиков стало использование таких пород дерева, как тополь или, как его называлия, «папелевое дерево» (от французского «peuplier» - тополь) и карельская береза. Эта мебель превосходно представлена в Кабинете и Столовой 1810-1820-х годов. Очень часто это были работы крепостных мастеров по французским образцам. Но теплый золотистый цвет дерева придавал интерьеру новую выразительность. Неслучайно подобная мебель высоко ценилась на аукционах. Разнообразно представлена на экспозиции мебель Г. Гамбса, которая приобреталась в магазине при фирме и служила для меблировки интерьеров русской знати («Кабинет-будуар 1820-х годов», «Кабинет молодого человека 1830-х годов»). Дело отца продолжили сыновья Гамбса. Фирма братьев Гамбс процветала вплоть до революции, выпуская как корпусную мебель, так и мебель для сидения («Готический кабинет 1840-х годов», «Туалетная молодой девушки 1850-х годов»). В эти годы братья Гамбсы сотрудничают с Андреем Туром, используя для изготовления мебели ореховое дерево, как например, большой гарнитур разнообразных предметов для сидения: диваны и кресла в Малиновой гостиной 1860-х годов. Большой интерес представляет и гарнитур мебели Желтой Гостиной 1840-х годов из сахарданового дерева по проектам архитектора Александра Брюллова: массивные кресла и угловые диваны, обитые ярким штофом, создают особое представление об уюте. В 1880-х годах появляется новый национальный русский стиль - «неорюс». Мебель чаще выполняется из дуба, украшается резьбой в древнерусском стиле, появляется тип знаменитого кресла с топорами в виде подлокотников. Характерные черты русского стиля выражены в убранстве Столовой 1880-1890-х годов. В конце XIX века в Россию пришел всеевропейский стиль модерн. Одним из самых известных производств в России стала фабрика Ф.Ф. Мельцера, которая работала как по заказам императорского двора, так и для потребителя, продавая мебель в магазинах фирмы «Мельцер и К». В это время используются такие древесные породы, как бук, клён, ясень. Ярким примером стиля мельцеровского производства является гарнитур мебели из мореного клена в Кленовой гостиной 1900-х годов.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024