Итальянский зал
Загрузка панорамы...
Композиционный центр дворца, через него проходит продольная ось, которая делит объем дворца на две равные симметричные половины: северную – парадные комнаты Павла Петровича и южную – парадные комнаты Марии Федоровны. Вертикальная ось устремляется на высоту 22 метра в центр светового «окна». Первоначальная планировка двухъярусного круглого зала с четким поэтажным членением и куполом с верхним светом принадлежит Чарльзу Камерону. Он творчески развил мотив купольного зала знаменитой античной постройки – Римского Пантеона, а также Виллы Виченце итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио, чье наследие было образцом для архитекторов эпохи классицизма XVIII века, так называемых палладианцев. Камерон задумал зал-ротонду с арками, выходящими в окружную галерею, в которую необходимо было поставить скульптуру. Архитектор В. Бренна, который завершил отделку зала, оформил четыре круглые и две плоские прямоугольные ниши. Они отделаны искусственным мрамором и завершаются в верхней части пышным лепным декором. Именно в них были поставлены произведения античной скульптуры, приобретенные Павлом Петровичем и Марией Федоровной во время заграничного путешествия. После пожара 1803 года архитектор А.Н. Воронихин дополнил простенки между арочными проемами второго яруса фигурами кариатид в египетском вкусе и над карнизом поместил фигуры орлов, раскинувших крылья. Тогда же по проекту Д. Кваренги были выполнены двери из красного дерева с золочеными деталями. Таким образом, ансамбль зала сформировался к 1805 году в результате последовательной работы Ч. Камерона, В. Бренны и А.Н. Воронихина. Льющийся из фонаря купола свет мягко рассеивается по всей поверхности стен, что усиливается цветовым решением: нежно-розовая окраска подкупольного пространства постепенно сгущается, переходя в розовато-сиреневый тон мрамора в нишах и темными «под порфир» выступами стен. Основным элементом убранства зала является античная скульптура: статуи и рельефы. Первоначально в нишах стояли четыре античные статуи, привезенные из Италии: «Венера Медичи», «Бахус», «Купидон с крыльями, луком и колчаном» (воспроизведение несохранившейся статуи греческого скульптора Праксителя), «Купидон с крыльями лук натягивает)» (римское повторение I в. н.э. с утраченной статуи работы Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского). Во время пожара 1803 года часть скульптур пострадала и была заменена другими статуями. В 1921-1922 годах в результате изъятия наиболее ценных произведений античной скульптуры в Эрмитаж, состав статуй снова изменился. В настоящее время из первоначального убранства зала сохранились на своих местах два древнеримских мраморных рельефа II в.н.э.: «Три грации» и «Обряд римской свадьбы» (в плоских нишах), а также статуя «Эрот, натягивающий тетиву лука» (в круглой нише справа от входа). В трех других круглых нишах - римские статуи I-II в.н.э.: «Пляшущий сатир», «Венера с голубем», «Сатир, играющий на флейте». Они происходят из коллекции английского коллекционера Ллайда Брауна и были приобретены Екатериной II в 1787 году для Царского Села. В 1797-1799 годах император Павел I перевез их в Павловск. По верху стен между нишами помещены мраморные рельефы в медальонах – профильные портреты императоров Октавиана Августа и Домициана, императриц Фаустины Старшей и Фаустины Младшей (Рим, II в.н.э.), а также императоров Гальбы, Тита, Юлии Тити и неизвестной дамы (Италия, XVI век с античных оригиналов). В проходах из Итальянского в Греческий зал и в Верхний вестибюль над дверями находятся четыре подлинных рельефа конца XVIII века мастерской скульптора И.П. Мартоса. Неотъемлемой часть убранства зала является ансамбль из восьми бронзовых бра в виде валторн (Франция, 1780-е гг.), многоярусная люстра из золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из красного (рубинового) стекла русской работы конца XVIII века, а также мебельный гарнитур, специально выполненный для этого зала в 1804-1805 году. Гарнитур воссоздан в 1980-90-х годах по одному сохранившемуся подлинному образцу. Обивка голубой тканью с вышитым орнаментом перекликается с голубыми драпировками верхнего яруса. Вышивки воссозданы в мастерской Е. Рапай (Санкт-Петербург) по нескольким подлинным фрагментам начала XIX века. Драпировки воссозданы в 2008 году. В годы ВОВ люстра и бра находились в эвакуации, статуи были замурованы в подвале дворца. Во время пожара в январе 1944 года сгорел купол, почти полностью обгорела облицовка искусственным мрамором, за исключением одной ниши (справа от входа), уничтожены деревянные элементы декора, пострадал лепной декор. Реставрация зала завершена в 1965 году по проектам Ф.Ф. Олейника – купол и С.В. Поповой-Гунич – архитектурно-художественное убранство. Искусственный мрамор воссоздан по старым образцам мастером Н. Варламовым, лепной декор отреставрирован и частично воссоздан реставраторов И. Калугиным по моделям Н. Релкиной.
Зал служил парадной приемной для владельцев Павловска, в торжественных случаях здесь устраивались обеды, во время которых с хоров (верхнего яруса), где размещались музыканты, звучала инструментальная и вокальная музыка. Мебель для обедов вносилась каждый раз специально.
Итальянский зал на плане этажа
- Египетский вестибюль
- Ковровый кабинет
- Второй проходной кабинет
- Парадная лестница
- Зал войны
- Картинная галерея
- Верхний вестибюль
- Греческий зал
- Третий проходной кабинет
- Итальянский зал
- Зал мира
- Тронный зал
- Камердинерская Павла I
- Библиотека императрицы Марии Федоровны
- Буфетная
- Туалетная императора Павла I
- Будуар
- Оркестровая комната
- Кабинет Росси
- Парадная спальня
- Кавалерский зал
- Библиотека Росси
- Туалетная Марии Федоровны
- Кавалергардская
- Малый кабинет императора Павла I
- Фрейлинская
- Передняя (Турецкая)
- Парадная библиотека императора Павла I
- Первый проходной кабинет
- Дворцовая Церковь
Назад