Кавалерский зал

Кавалерский зал или Предцерковная галерея был отделан арх.В.Бренной в 1797-1799 годах при расширении дворца, ставшего императорской резиденцией. Этот парадный зал предназначался для торжественных приемов, а иногда и обедов. Архитектурное решение зала предельно просто: он имеет форму вытянутого прямоугольника с чередующимися окнами по длинным сторонам. В художественном плане он задуман как галерея античной скульптуры. По всему периметру зала, в виде фриза, прерывающегося окнами и дверями, размещены рельефы с изображением различных шествий. Рельефы выполнены скульпторами И.Прокофьевым и М.Александровым в манере рельефов с римских саркофагов. Под рельефами размещены еще два пояса орнаментальной лепки. В едином ансамбле с отделкой стен решена и роспись потолка в зеленоватых тонах, выполненная «под лепку» в технике гризайли. В росписи потолка особое внимание привлекают изображения двух щитов, которые несут богини славы. На одном - Святой Георгий-Победоносец – древнерусский символ власти Великих князей Московских. На другом – Мальтийский крест. Появление мальтийского креста связано с тем, что император Павел I взял под свое покровительство рыцарей Мальтийского ордена, изгнанных Наполеоном с острова Мальта. В 1798 году рыцари провозгласили Павла I сначала протектором ордена, а затем и Великим Магистром, тогда изображение Мальтийского креста и вошло в Российскую государственную символику. Зал получил название Кавалерского, так как здесь устраивались приемы в честь рыцарей Мальтийского ордена.

Главным элементом убранства зала является коллекция античной скульптуры. Подобные «залы антиков» были необходимой принадлежностью многих русских дворцов XVIII века, когда в связи с раскопками в Италии античных городов Помпеи и Геркуланума появился особый интерес к искусству древнего мира, что и побудило меценатов к коллекционированию антиков. Была своя античная коллекция и у владельцев Павловска, приобретенная ими во время путешествия по Италии в 1782 году. Первоначально в зал были поставлены восемь статуй, древнеримских копий с эллинистических оригиналов. Все они одного размера специально были подобраны в Царском Селе из коллекции Екатерины II, приобретенной ею у англичанина Лайда Брауна. Восемь статуй на пьедесталах из розовато-коричневого натурального мрамора, установленных равномерно на фоне стен, подобно колоннаде, определяли основной архитектурный ритм зала, который по направлению к торцовым стенам поддерживался бюстами на пьедесталах голубого цвета. Их ритм завершался двумя большими мраморными вазами с барельефами (перед стеной со стороны Оркестровой) и двумя круглыми фаянсовыми печами с барельефами в углах противоположной узкой стены.

В 1872 году владелец Павловска Великий князь Константин Николаевич, внук Павла I, открыл во дворце Музей древностей, и Кавалерский зал был превращен в Античную галерею. В настоящее время, наряду со статуями из коллекции Екатерины II, в зале находятся римские пеплохранильницы, часть из которых была приобретена Павлом Петровичем, и четыре статуи большого размера: «Нимфа с раковиной» (являлась статуей для фонтана), «Римлянин в тоге» («Тогатус»), «Императрица Фаустина младшая в образе Венеры» и «Отдыхающий сатир». Три последние являются одними из лучших произведений древнеримской пластики.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017